Оказаться в святая святых художника - его мастерской - мечтает, наверное, каждый. Именно там царит вдохновение и рождается искусство.
Заслуженный работник культуры РСФСР, художник Юрий НАЗАРОВ живет недалеко от Театра драмы и комедии. Этот храм Мельпомены много лет был для него вторым домом. Работал, как сам шутит, больше времени, чем часов в сутках. И зарабатывался порой настолько, что пропадал пульс и со сцены увозили на скорой.
Квартира-мастерская
...Сегодня его квартира - настоящая сокровищница искусства: портреты, пейзажи, натюрморты. Все изысканно, как в музее.
- Когда-то у меня была своя мастерская недалеко от нынешнего храма на 4 км, в ней я проводил все свое время. Находилась она почти в подвальном помещении, крысы грызли картины и краски, избавиться от этой напасти было невозможно - пришлось подружиться. Иногда я даже разговаривал с ними, некоторым дал имена. Но однажды в организации, что располагалась выше моей мастерской, случился потоп, в результате погибло большое количество работ, в основном - бумажные: акварель, гуашь. Сейчас я работаю дома, картины здесь повсюду, даже под кроватью.
- Юрий Николаевич, вы столько лет были театральным художником, и вдруг - живопись. Кого в вас больше?
- Я художник, преследующий традиции исконно русского реалистичного искусства. Всевозможные новшества вроде абстракций и прочие модные течения художников я не понимаю. Мне не нравится, когда художник усаживает натурщицу на унитаз или мажет обнаженную женщину красками, а потом бросает ее на холст, который выставляет на выставке, называя живописью. Идет страшное разрушение традиций русского искусства, подражание Западу, в первую очередь, Америке - стране, не имеющей собственной культуры. Я считаю, что сегодня в России искусство гибнет - это касается и литературы, и музыки, и театра.
"Депо" и "крематорий"
- К слову, о Камчатском театре. Сегодня его много ругают, а каким он был раньше?
- Я был счастлив приехать на Камчатку, в 1967 году здесь работал удивительно талантливый режиссер Владимир Николаевич Панов - один из тех, которые творили на периферии. Ведь всех талантливых людей, как правило, забирала Москва, а Панов остался на Камчатке. В театре была великолепная труппа, и это продолжалось много лет. После Панова был режиссер Жезмер, приглашенный, кстати, по моему настоянию. При нем театр процветал, держался в основном на классическом репертуаре. Знаете, один польский режиссер сказал: "Театр может существовать только тогда, когда есть три возглавляющие его единицы - директор, главный режиссер и художник".
- А как же актеры?
- Труппа - это инструмент для создания спектакля, а ставит его в любом случае режиссер. В целом театр - конечно, коллективное искусство. Когда Камчатский драматический держался на директоре, главном режиссере, художнике и актерах - это был его рассвет, слава, гастроли. Мы побывали в Улан-Удэ, Владивостоке, Иркутске, Хабаровске, Магадане. Но потом начался упадок, в расчете на привлечение нового зрителя было изменено название: Драматический театр стал Театром драмы и комедии. Следом за названием изменился и репертуар...
- Как вам, с профессиональной точки зрения, оформление театра после реконструкции?
- Я приехал на Камчатку в конце 1966 года, вскоре после открытия театра. С тех пор его реконструировали три раза, на мой взгляд, наиболее удачной была первая реконструкция. Архитектура была похожа на депо. Именно так в народе стали называть наш театр. Ни для кого не секрет, что после последней реконструкции его стали называть "крематорий": безобразная архитектура, белый с черным цвета, холодный и промокает. Но самое главное - исчезла акустика, а ведь речь актеров - это очень важно!
Картина истории
- Как к вам приходит вдохновение?
- Сложно писать, когда внутри пусто, к искусству надо прийти не головой, а душой. Не зря русских художников во всем мире называют душевными, говорят, что мы рисуем не красками, а душой.
- Где же вы берете такие краски?
- Изнутри. Что такое русская душа? Это не душа одного человека, это душа, которая выработана поколениями, русской историей. Поэтому, когда я пользуюсь натурой, я ее никогда не копирую, а переварив в душе и голове, преподношу на холсте. Ко всему в искусстве нужен такой подход. Ведь я не только пишу картины, но и рассказы, воспоминания о своих друзьях, коллегах. К примеру, о Гоше Поротове (поэт, писатель, музыкант Георгий Поротов. - Ред.).
Юрий Николаевич взял листы и начал читать, ставя "по Высоцкому" ударение на рычащую согласную:
Из разбитой груди океана
Хлещет на берег пенный прибой,
И открылась душевная рана,
И не сладить мне нынче с собой.
Волны вздыбились в черное небо,
Небо темно - песня к концу.
Ты ушла в безответную небыль,
Вал солено хлестнул по лицу, по лицу, по лицу!!!
- Эти стихи Гоша написал на кухне. В тот день он засиделся у меня допоздна, мы много говорили о природе, камчатском народе и культуре... Я обалдел не только от содержания, но и от того, как выразительно, с воодушевлением он их читал.
- Юрий Николаевич, бытует мнение, что между живописцами и театральными художниками существует неприязнь. Как вы к этому относитесь?
- Во всех видах искусства есть не только почитатели, но и завистники. Кто-то может сказать про декорации: "Задник нарисовал - что тут такого?". Нет, театральный художник - это величайшая должность, ведь он еще и скульптор, конструктор, архитектор и изобретатель. Театральному художнику приходится много читать, ведь он не может поставить спектакль, не изучив особенности того времени, о котором идет речь в пьесе. Иногда авторы пишут ремарку: дверь справа, окно слева, но если следовать только этому, то все равно ничего не получится. После внимательного прочтения каждой пьесы я обсуждал с режиссером будущую постановку. Это рождало во мне видение не только декораций, но и спектакля в целом. Бывали случаи, когда недопонимание с режиссером приводило к тому, что я отказывался делать декорации. Я очень много лет работал с режиссером Жезмером - сначала в Казахстане, потом в Камчатском театре. Что ни спектакль - то фурор, мы понимали друг друга, а все удивлялись и спрашивали меня: "Как ты работаешь с этим деспотом?".
...Все стены в доме Юрия Николаевича украшены картинами - большими и поменьше: цветы, природа, люди... Но больше всего мое внимание привлек портрет сказочной дивы с длинными колдовскими волосами...
- Это моя красавица жена, - с гордостью сказал автор.
А напоследок его супруга Наталья Анатольевна рассказала мне, как завистники или завистницы портили картины на выставке и царапали холсты с ее изображением...
ЧТО БЫЛО, ТО БЫЛО
О Стеклове и камчатской березе...
- В 1983 году мы впервые были на отчетных гастролях в Москве, - вспоминает Ю. Назаров. - Спектакль "Потерянный праздник" тогда получил очень хорошие отзывы, а я и ряд актеров - звания заслуженных и народных: Владимир Андрианов, Галина Астраханкина, Анна Савельева... После этих гастролей Москва, кстати, и забрала у нас Володю Стеклова.
А декорации к тому спектаклю я задумал изготовить из камчатской березы. Руководство театра договорилось с войсковой частью в Чапаевке помочь нам собрать ветки. Нужны были только очень тонкие и корявые. Нарубили берез, привезли в театр, затем долго монтировали, получилось очень забавно, так как в каждой коряге кто-то что-то увидел - фигуру оленя, человека. Оформление было необыкновенное! Потом мы повезли все это с другими спектаклями в Москву. А после гастролей актеры и работники Малого театра попросили оставить декорации "Потерянного праздника" им на память...
ДОСЬЕ
Юрий Николаевич Назаров родился 30 сентября 1936 г. в Казахстане.
В 1956 году окончил Школу-студию изобразительного искусства в Сызрани. С 1956 года по 1967 год работал художником в театрах Сызрани, Орска, Стерлитамака, Майкопа, Караганды, с 1965 года - главным художником Карагандинского облдрамтеатра, с 1967 года по 1983 год - главным художником Камчатского облдрамтеатра. В 1975 году был главным художником Академического русского театра драмы в городе Алма-Ате. С 1983 года по 1986 год по направлению Министерства культуры РСФСР работал главным художником театра в городе Сарове. В 1983 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР". В 1989 году принят в Союз художников СССР.
Автор пейзажей, портретов, эскизов декораций и костюмов. Им оформлено около 200 спектаклей. Произведения художника находятся в Камчатском краеведческом музее, в частных собраниях России и за рубежом.