...Они собирались пожениться - военный офицер и молодая девочка, только после школы. Поехали к его родителям знакомиться перед свадьбой. Подали заявление в ЗАГС - она уже была беременна. Все как в сказочном сне: красивая пара, клятвы в любви и верности - в горе и радости...
Молодая жена пошла вставать на учет по беременности, сдала анализы. И получила приговор - ВИЧ-инфицирована! А ее муж, бравый офицер, оказался здоров. Он бросил ее сразу. А позже отказался от ребенка. Вот и вся любовь.
Есть и другие случаи. Врачебной дискриминации, например. Так, одной пациентке с острой зубной болью под благовидным предлогом предложили покинуть стоматологический кабинет, узнав о диагнозе, который она, наивная, не скрыла. Пришлось обращаться к частному врачу, где карточку не спрашивают...
...Провести это интервью было непросто. На последнем этапе корреспондента "АиФ-Камчатка" тщательно проинструктировал психолог СПИД-центра Светлана Коваленко: "Вы там смотрите... осторожней со словами. Они же очень ранимы! Бытует мнение, что ВИЧ-инфицированные - сплошь проститутки и наркоманы. Это не так. Среди них есть очень образованные, уважаемые люди, которые работают на высоких должностях. Они пережили такое!..".
Звезда с неба
...Мы встретились в одном из петропавловских кафе за столиком в глубине зала. Признались друг другу, что оба волнуемся. Я - оттого, что предстоит впервые разговаривать "живьем" с ВИЧ-инфицированным человеком. Ответственно. Он - потому, что волей-неволей раскроется журналисту. Опасно.
Ему немного за 40, со вкусом одет. Симпатичное, интеллигентное лицо, грамотная речь. Про таких говорят - у него высшее образование на лбу написано. Спокойный, очень привлекательный, уверенный в себе человек. И ни за что не подумаешь, что он носит в себе бомбу замедленного действия: несколько лет назад ему поставили диагноз - ВИЧ.
То, что он согласился на интервью с журналистом, - само по себе чудо. ВИЧ-инфицированные люди тщательно скрывают от окружающих свой диагноз и по понятной причине представителей СМИ обходят за версту. Не готово еще наше "просвещенное" общество к открытому диалогу.
- Если бы не Светлана Владимировна, - говорит мужчина (мы его назовем Николаем - Авт.), - я бы тоже не согласился. Это она уговорила, а я привык ей доверять.
...Николай воспитывался в обычной семье - с отцом-военным и строгой мамой. Как большинство камчатских мужчин, ходил в моря. Потом окончил юридический - очень привлекала работа в милиции. По характеру - человек уравновешенный и вдумчивый. И друг у него один - с детства, вот уже 30 лет всегда готов прийти на помощь. А жениться Николай не успел - по собственному признанию, слишком разборчив был. Ждал звезду с неба. И однажды дождался...
- У меня за всю жизнь и женщин-то было - на одной руке пальцев хватит, чтобы пересчитать! Я не был неразборчив в связях. Наоборот, если уж подходил близко, то после долгого знакомства, взаимного интереса и появления настоящего чувства. И за здоровьем своим следил постоянно, и про безопасный секс знал не понаслышке. Все было в порядке. До одного рокового знакомства.
И грянул гром...
К приятелям Николая приехала на каникулы веселая девчонка с материка - и завертелся головокружительный роман. Она была так молода, свежа, что рассудительный парень вмиг потерял голову и... забыл об осторожности. Летние каникулы пролетели быстро. А осенью Коля захворал - думал, простуда или грипп, ведь он, как на грех, не сделал обычную сезонную прививку. Но болячка не проходила, держалась температура, и он стал слабеть на глазах. "Иди анализы сдай в инфекцию!" - посоветовал кто-то. Николай сдал. Потом, не поверив, сдал еще раз. И гром грянул - ВИЧ!
О страшном диагнозе никто не узнал - спасло то, что парень не пошел в поликлинику по месту жительства. А специалисты СПИД-центра свое дело знают - оттуда информация не просачивается. Его положили в инфекционное отделение и довольно быстро поставили на ноги интенсивной терапией.
- Это же обыкновенная химия, просто принимал специальные препараты, которые вернули организм в стабильное состояние. Физически я быстро вошел в норму. А вот морально...
Сначала он запил - каждый день по бутылке водки, и так целый месяц. Но умудрялся и на работу ходить, и обязанности свои выполнять как положено. А когда приходил домой... Алкоголь помогал забыться. И не сойти с ума от висящего как дамоклов меч вопроса: за что?
- Я всегда гордился тем, что был внимателен к людям, всегда старался помочь и никогда не использовал для себя служебное положение, хотя мог. Никого не обижал, никому не вредил. Поэтому и не мог понять - почему я? Если Бог есть, за что он меня наказывает так жестоко?
Сначала, когда Николай вышел из стационара, он решил во что бы то ни стало найти ту веселую девушку.
- Я знал и имя ее, и фамилию, и город, в котором она жила. Мог, используя свое служебное положение, разыскать... Но потом остыл. Подумал - зачем? Наказать ее? Она и так наказана. Информацию о ней я предоставил специалистам СПИД-центра.
Он успокоился и справился с собой. Понял, что ничего уже не изменить...
Будем жить...
Это было трудно - привыкнуть к мысли, что на тебе такое клеймо. Откровенно поговорить не решался даже с психологом из центра СПИД. Говорит, Светлана Владимировна обижалась, изучая результаты очередного тестирования: "Почему вы мне врете?". А он сидел глубоко в себе, как улитка, пытаясь найти нишу для нового состояния и многократно просеяв всю доступную информацию в Интернете.
Боясь потерять единственного друга, Николай признался ему в своей беде лишь недавно. И - как камень с плеч - услышал в ответ: "Как ты мог во мне сомневаться?"
Родителям он ничего не сказал и не собирается - боится, не выдержат они такого груза. Поэтому пусть живут в спокойном неведении...
А вот с женщинами...
Когда жизнь вошла в более-менее привычное русло, Николай сошелся с одной из своих старых знакомых. Незащищенных действий он себе не позволял - берег партнершу, да и в СПИД-центре по этому поводу очень тщательно инструктируют. Их отношения становились все серьезнее... И снова возникли мучительные вопросы - как сказать, как она отреагирует?
Долго мучиться не пришлось - подруга предпочла Николаю его приятеля.
- Я не в обиде, - вздыхает Николай. - Она просто сделала свой выбор. Значит, все было не так серьезно, как я предполагал.
Он уже привык к своей новой жизни. А может, просто приспособился. Работа - любимая. Коллеги - ничего не знают. А если и узнают - он уже готов...
Здоровье Николая в порядке - это подтверждается обязательными (раз в полгода) обследованиями. Он строит планы - хочет получить второе высшее. Мечтает купить новую машину. Решил стать членом краевой общественной организации "Будем жить" - людей, живущих с ВИЧ. Хочет пропагандировать здоровый образ жизни и противодействовать распространению СПИДа.
И жалеет только об одном - не успел вовремя завести семью. Но еще надеется найти свою половину, несмотря ни на что. Найти ту единственную, которая поймет и примет его таким, как есть. А всем людям Николай желает просто беречь себя.
...Он поблагодарил за то, что выслушали, пожал мне руку и ушел. А у меня остался один вопрос. Не к Николаю, а к нам всем. Если такое случится с вами или вашими близкими, кто от кого отвернется?