...Блодинка с голливудской внешностью за диспетчерским пультом, глядя в постоянно меняющуюся картинку на экране огромного монитора, настолько бойко и уверенно разговаривала с пилотом самолета на английском, что создавалась полная иллюзия присутствия на съемках американского блокбастера.
Оказалось, что диспетчер филиала "Камчатаэронавигация" "вела" американский лайнер в нашем воздушном пространстве. Мне очень хотелось взять интервью - но... нельзя. Даже подходить к работающему диспетчеру строго запрещено - всем, кроме специалистов и руководителя полетов.
Главные люди
Необходимость и важность работы людей, организующих и контролирующих движение воздушных лайнеров в небе над полуостровом, обеспечивающих безопасность пассажиров и экипажей, не подвержены никаким сомнениям.
- Мы обслуживаем воздушные трассы самой большой протяженностью в России - более 20 тысяч км, а подконтрольное нам воздушное пространство - более 1 700 000 квадратных километров, 14 международных воздушных трасс и 16 трасс Российской Федерации. И еще - 283 участка местных воздушных линий, - говорит директор филиала Александр СМИРНОВ. - Также осуществляем непрерывное взаимодействие со смежными российскими центрами ОВД и Центром организации воздушного движения в Анкоридже (США). Кроме того, у нас 11 подразделений по камчатской периферии, начиная с Тиличик на севере и заканчивая Озерной на юге. Районный центр единой системы управления воздушным движением (УВД) - в Елизове.
- Служба у вас сложная, многоплановая, а все же, кто здесь главный работник?
- Конечно, главный у нас - диспетчер, - улыбается директор. - Все службы обеспечения, радиолокационный комплекс, измерительные инженерные системы - все сходится в Центр управления полетами.
Именно от диспетчера зависит во многом безопасность наших полетов. А поэтому обеспечению нормальных условий труда и отдыха, социальных гарантий придается особое значение. Недавно, к примеру, заключили новый коллективный договор на 2010-2013 годы.
- И насколько полон этот соцпакет? Знаменитая фраза из фильма "Бриллиантовая рука" Анатолия Папанова "Чтоб ты жил на одну зарплату" не заставляет вздрагивать диспетчеров?
- Судите сами. Средняя зарплата диспетчера - более 100 000 рублей, она зависит от классности и уровня знания английского языка. Например, за 4 уровень - а это уровень выпускника МГИМО - полагается доплата 50 % к заработной плате. У руководителя полетов заработок - более 130 000. Проезд (перелет) ежегодный в любую точку земного шара для тех, кто отработал 7 лет в филиале: бесплатно для работника и с 50-процентной оплатой для одного члена семьи. Плюс раз в два года обычный отпуск с оплатой проезда работника и всех иждивенцев.
Выходное пособие при увольнении на пенсию у нас в размере до 6 заработных плат, а не окладов! Молодым специалистам, арендующим жилье, компенсируем 50 % квартплаты, выплачиваем 800 тысяч на приобретение квартиры безвозмездно, при условии отработки 5 лет в филиале, причем сумма эта корректируется с учетом рыночных цен. Есть специальная программа оздоровления - заключаем договоры с пансионатами об обеспечении отдыхом работника и двух членов его семьи, причем 80 % стоимости путевки оплачивает предприятие. Санаторно-курортное лечение - в санаториях Кавказских Минеральных вод, Камчатки и курорта Белокуриха (Алтай)...
- В СМИ недавно прошли сюжеты о протестных настроениях диспетчеров в некоторых регионах России, вплоть до объявления голодовки...
- У нас спокойно. Вы уже оценили уровень обеспеченности и социальной защищенности наших работников. Новый коллективный договор практически ничем не отличается от прежнего, единого. Одна деталь: приведен в соответствие с Трудовым кодексом РФ размер дополнительного отпуска за вредные условия труда диспетчерам УВД. Раньше он был фиксированным - 39 дней. Это в дополнение к основному 28 дней плюс 24 дня северных. Получался 91 день. Сейчас этот пункт привели в соответствие с законом - то есть дополнительный отпуск начисляется за фактическую отработку во вредных условиях. В остальном условия коллективного договора остались прежними.
А протестные явления на местах связаны с тем, что в связи с заключением новых коллективных договоров в филиалах затрагивались интересы профсоюзных лидеров из Москвы - у них ведь тоже была очень высокая зарплата, которую не хочется терять...
- Значит, проблем у вас нет?
- Конечно, есть. Проблема, в сущности, одна - это обеспечение новым оборудованием. Но разработана целая программа модернизации филиала, на которую запланировано потратить более 900 млн рублей до 2015 года. В Паланское и Тигильское подразделения, например, уже закуплено и установлено новое оборудование на 50 млн рублей.
Безопасное небо
- Александр Николаевич, если коротко, какие главные составляющие обеспечения безопасности полетов?
- Можно сказать, что их три: высокий профессионализм сотрудников, опыт и современное высокотехнологичное оборудование, - говорит Смирнов.
- И еще одно, - добавляет начальник службы по управлению персоналом Александр УСЕНКО, - грамотное и профессиональное руководство.
И действительно, руководство здесь достойное. У директора филиала "Камчатаэронавигация" Александра Смирнова 39 лет стажа работы в гражданской авиации, из них 15 лет - здесь директором, с самого основания филиала. Александр Николаевич прошел все ступени профессионального роста, от рядового диспетчера и руководителя полетов до руководителя предприятия. Обладает непререкаемым авторитетом и пользуется неизменным уважением своих подчиненных. На рабочем месте - с раннего утра до позднего вечера, график насыщен до предела. Вот и сейчас директор спешит - встречать делегацию из Анкориджа...
- Мы управляем международными трассами, т. е. иностранными воздушными судами, идущими из Северной Америки в Юго-Восточную Азию, - рассказывает первый заместитель директора филиала, курирующий службу УВД, Валерий ВЕРЕЩАКО. - Постоянное взаимодействие (прямая телефонная связь) с Анкориджем. Сейчас активно проводим обучение, подготовку, переподготовку персонала в Борнмуте, на юге Англии. Большинство специалистов службы управления воздушным движением уже прошли языковую подготовку в учебных центрах Великобритании и США. У нас действует целая система подготовки, оценки и тестирования.
- Валерий Иванович, а состояние здоровья диспетчеров, управляющих полетом, контролируется?
- Обязательно! Раз в два года - полная врачебно-летная экспертная комиссия плюс полугодовые - по основным показателям здоровья. Кроме того, при заступлении на смену - обязательный медицинский контроль.
...В филиале "Камчатаэронавигация" трудятся около ста сотрудников, отмеченных государственными и ведомственными наградами, знаками "Отличник воздушного транспорта". Например, начальник отдела информационных технологий А. П. Плюснин является почетным работником транспорта РФ, а начальнику службы С. А. Ульянову-Шатовалову в 2007 году было присвоено звание "Заслуженный работник связи РФ". Многие специалисты филиала имеют стаж работы по своей профессии 30 и более лет...
"Руслан"... над улицей Ленина
...В Центре управления полетами (ЦУП) корреспонденту "АиФ-Камчатка" удалось взять интервью у представителей самой главной профессии в аэронавигации. О специфике работы службы управления воздушным движением рассказал руководитель полетов с огромным опытом, диспетчер первого класса Владимир НОВИК.
Владимир Анатольевич начинал в 1980 году, после окончания Рижского летно-технического училища, с диспетчера круга - это участок полета перед заходом на посадку и взлетом-входом на трассу. Потом был диспетчером районного центра ОрВД, затем - старшим диспетчером смены. С 1996 года - руководитель полетов. В 2004 году в течение 2,5 месяца обучался языку в компании Pan American.
В 2007 году окончил Академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге. За многолетний добросовестный труд имеет немало заслуженных наград.
- У нас очень слаженный коллектив, - рассказывает Владимир Анатольевич, - понимаем друг друга с полуслова. Иначе просто нельзя - мы отвечаем за безопасность полетов, и это не громкие слова, а факт. В смене - до 12 человек. Перед работой проводим инструктаж, после - разбор полетов, ошибок, замечаний к метеослужбе, к радиотехническим средствам, аэродромной службе, проблемам взаимодействия. Конечно, ситуации бывают разные...
- Например?
- Был такой случай - практически единственный за время моей работы в аэронавигации. С аэропорта Елизово вылетал груженый "Руслан" - АН-124 (самый большой и тяжелый самолет в мире. - Авт.) Так вот, у него на взлете отказал двигатель - правда, один из четырех, но о продолжении полета не могло быть и речи! Шел дождь, дул южный ветер. К тому же у пилотов отказала часть навигационного оборудования, не работали щетки на стекле кабины. В общем, предстояло садиться почти вслепую. В этих условиях наши диспетчеры завели самолет по локатору над бухтой, с тем чтобы посадить его на освещенную полосу аэропорта. Но пилот перепутал огни взлетно-посадочной полосы с фонарями улицы Ленина в Елизове и... начал туда пристраиваться. Представляете, что бы было, если бы "русланчик" сел в центре города? Да он бы пол-Елизова снес! Диспетчеры вовремя увидели и разгадали маневр пилота. Грамотными действиями они завели воздушное судно на второй круг и посадили "Руслана" на полосу. Тогда за этот случай вся смена была награждена ведомственными наградами за четкие действия в аварийной ситуации и высокий профессионализм.
- Работа наших диспетчеров поддается сравнению с иностранными?
- Они нам часто удивляются - в хорошем смысле. У нас горный аэродром, мы бдительно наблюдаем за иностранными судами, ведем их, даем рекомендации. И они постоянно нас благодарят, хотя у них это не принято - за безопасность полета полностью отвечает экипаж самолета...
Рождение династии
...Другой мой собеседник - диспетчер Евгений МИЩЕНКО, 5 лет назад окончивший Академию гражданской авиации в г. Санкт-Петербурге. О своей работе он говорит в восторженных тонах.
- Мой отец закончил ту же академию и прошел путь от диспетчера до руководителя полетов, сейчас он - начальник инспекции по безопасности воздушного движения. Я с детства мечтал здесь работать. Меня здесь все устраивает, даже десятидневный цикл сменной работы, включающий дневные, вечерние и ночные смены, где нет праздничных дней, а только скользящие выходные. Такова работа диспетчера.
- А какие у вас перспективы?
- Сейчас я диспетчер 2-го класса, скоро буду сдавать на первый. Конечно, хочу сделать карьеру.
...Возвращаемся в ЦУП, где неотрывно следит за монитором знакомая уже нам блондинка - специалист 1 класса с отличным уровнем знания английского языка, с высшим профессиональным образованием - Ирина СОТОВА. И сильное впечатление, которое она производит на меня, стороннего человека, более чем оправданно: Ирина - представитель уникальной, наверное, единственной в России династии специалистов управления воздушным движением. Ее муж Александр Евгеньевич - авиадиспетчер, свекор Евгений Александрович - главный специалист отдела организации воздушного движения. А основатель династии - Александр Сотов, дед мужа Ирины. Авиадиспетчерами являются и сестра мужа, которая работает в Санкт-Петербурге, и дядя мужа, который сейчас на пенсии. Вот такая семейная диспетчерская история, которой позавидовал бы и Голливуд...
Глаза, уши и руки авиации
Управление полетами в небе над Камчаткой - это не только диспетчерская служба.
Отдельно нужно сказать о службе ЭРТОС, которая занимается технической эксплуатацией средств радионавигации, радиолокации и авиационной электросвязи. Для решения задач планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением, а также привода и посадки воздушных судов используют порядка 100 различных типов радиотехнических средств.
Ежегодно в филиале обновляются основные производственные фонды. В 2009 году было приобретено нового оборудования на 43,46 млн рублей.
Проведена огромная работа по оснащению и освоению новых видов оборудования. Введены в эксплуатацию трассовый радиолокационный комплекс, аэродромный радиолокатор и инструментальная система посадки в Елизове, трассовые радиолокаторы в Усть-Большерецке и Усть-Хайрюзове, центр коммутации телеграфных сообщений "Монитор", автоматические радиопеленгаторы, необслуживаемые ретрансляторы авиационной воздушной радиосвязи, современные типы радиостанций. Рабочие места диспетчеров оснащены цифровыми автоматизированными комплексами отображения воздушной обстановки...
В 2009 году введены в эксплуатацию приводные радиостанции в Палане и Тигиле, установлена аппаратура отображения радиолокационной информации в Усть-Камчатске и Милькове, две станции фиксированной спутниковой связи в Милькове, КДП модульного типа с оснащением средствами связи и пультовым оборудованием в Соболеве, три комплекта пультового оборудования диспетчера КДП и средства связи в Тиличиках, Тигиле и Палане, а также ОВЧ - ретранслятор авиационной связи в Усть-Камчатске.
КСТАТИ
Филиал "Камчатаэронавигация" активно занимается благотворительной деятельностью - оказывает разнообразную помощь ветеранам ВОВ, ветеранам авиации Камчатки. Не забывают здесь и своих пенсионеров - бывших работников филиала, также оказывают помощь детским учреждениям.
СПРАВКА
В Елизовском центре "Камчатаэронавигации" - 3 диспетчерских пункта. Первый - МДП (местный диспетчерский пункт) - управляет на высотах от 0 до 2400 метров, это вся малая авиация (вертолеты и легкие самолеты). Остальные два - секторы "Запад" и "Восток". Сектор "Запад" отвечает за западную границу Камчатки и Охотское море. Сектор "Восток" - за центральную и восточную части полуострова, южную часть Тихого океана и Берингова моря на высотах до 16100 метров. Кроме этого, есть отдельное рабочее место специалиста по планированию и использованию воздушного пространства региона всеми видами авиации (гражданскими и военными).
У диспетчера 8-часовой рабочий день. Через каждые 2 часа работы - 20-минутный перерыв при большой интенсивности работы. Сейчас интенсивность полетов возросла, и тенденция к увеличению числа полетов сохраняется. За сутки происходит до 45 полетов иностранных воздушных судов через наше воздушное пространство.
В штате "Камчатаэронавигации" - 530 сотрудников, из них 250 высококвалифицированных инженеров и техников по радиотехническим специальностям, 110 - специалистов службы управления воздушным движением - авиадиспетчеров. 80 % сотрудников - специалисты 1 и 2 классов. 5 переводчиков с иностранного языка, по одному на смену - на случай чрезвычайной или нештатной ситуации.
ИСТОРИЯ
1 марта 1995 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ было создано государственное предприятие "Камчатаэроконтроль" - оно было выделено из Петропавловск-Камчатского авиапредприятия. В дальнейшем было преобразовано в филиал "Камчатаэронавигация" ФГУП "Госкорпорация по ОРВД". Всего госкорпорация включает в себя 15 филиалов.
ПЕРСПЕКТИВЫ
С целью дальнейшего развития транспортной системы России Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2008 г. N 652 утверждена Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)". Уже идет модернизация радиотехнических средств в аэропортах Петропавловск-Камчатский, Оссора, Соболево, планируется начало работ в Милькове и Усть-Камчатске...