"Симпатики - возбуждены, парасимпатики - спокойные и деловые. Это еще Александр Македонский сказал", - утверждает она, объясняя восьмиклассникам особенности нервной системы. Мерцает компьютерным светом интерактивная доска...
Шел обычный урок биологии в вилючинской средней школе N 9. Вот только вела его не совсем обычный педагог, а Илона ТАНКОВИД, победитель краевого конкурса "Учитель года Камчатки - 2010", итоги которого были подведены две недели назад.
- Какие впечатления произвел на вас этот конкурс? - спрашиваю после урока, когда мы остались в классе одни.
- Впечатлений - масса! В конкурсе принимали участие 11 педагогов из Петропавловска, Елизова, других районов края. Соревнование проходило в 5 этапов...
Почему родители не понимают...
- Как вы продвигались по этой "лестнице"?
- Сначала нужно было представить собственный педагогический опыт, выступив перед аудиторией. Приятный вопрос задала бывший ректор Камчатского госуниверситета. Марина Вениаминовна (Сущева. - Авт.) спросила, много ли моих учеников стали биологами? И было чем похвастать - Марина Пудова, например, окончила Симферопольский мединститут, получила Международный диплом по специальности "гинеколог-эндокринолог", Екатерина Марчук - аспирантка МГУ, закончила факультет почвоведения этого университета. В прошлом году моя выпускница Ольга Кузнецова получила премию от американской корпорации "Реки дикого лосося". Сейчас она - студентка 1 курса Хабаровского мединститута. Пятеро моих учеников - студенты Камчатского медицинского колледжа...
- Представились, похвастали, а потом?
- Второй этап - классный час. Мне достался 10 А елизовской школы N 8. Из пяти предложенных они выбрали тему "Почему родители не могут нас понять?". И я очень благодарна ребятам - классный час прошел на ура потому, что они активно со мной сотрудничали! Предложила им игру: сравнить жизнь с... дорогой. Например, кто-то получил водительские права только что, а у меня они есть уже 10 лет. К кому вы сядете в машину? Большинство десятиклассников предпочли сесть ко мне - так безопаснее, я же опытнее и знаю, как объезжать ямки и кочки. В итоге ребята согласились: родители пекутся о них, чтобы набили меньше шишек...
Еще я люблю заканчивать свои уроки вопросом - чтобы было о чем подумать. И здесь написала на доске: "Почему родители не могут нас понять?". А потом предложила заменить "родители" на "дети"...
Жизнь как симфония...
- И все же, наверное, главным был урок по собственному предмету...
- Вы знаете, я так вдохновилась, что через пять минут перестала замечать конкурсную комиссию и присутствующих гостей - а их было больше сорока, сидели даже в коридоре! Мне повезло, урок тоже был в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда". Тема сухая, но имя, которое я дала уроку, звучало так - "Партитура симфонии жизни".
Весь урок был построен в виде интриги - а что будет дальше? Согласно теории, любой организм развивается под действием двух факторов - генотипа и окружающей среды. Программа действия генов напоминает партитуру симфонии, где композитор - эволюционный процесс, оркестр - развивающийся организм, а дирижер - окружающая среда. Нужна ли палочка дирижеру? Должны ли мы управлять окружающей средой, вмешиваться в процесс? Ведь иногда человек ведет себя так, как не позволит себе ни одно животное. В конце урока поставила музыку Вивальди и пожелала ребятам, чтобы их симфония жизни звучала именно так, гармонично. Было приятно, когда потом дети подходили и говорили: "Спасибо!"...
Кстати, очень хочу поблагодарить администрацию елизовской школы, на базе которой проходили уроки, директора Галину Васильевну Борисенко - у них очень дружный и открытый коллектив. А отношение к конкурсантам - выше всяких похвал.
Сказки на корякском
- Уроки других учителей вам понравились?
- Лидия Сафонова из Ачайваяма, например, показала урок корякского языка в первом классе. Она сама написала учебник, переводит на корякский сказки. Лидия Михайловна окончила Ленинградский педагогический университет имени Герцена, преподает, кроме всего прочего, и химию, и биологию... Ей памятник поставить надо! И очень здорово, что с раннего возраста идет воспитание толерантности к другим народам и культурам.
Еще запомнились уроки моей коллеги Натальи Мишакиной из Нагорненской средней школы, ее заслуженно наградили в номинации "Вдохновение", Александры Коротковой из петропавловской школы N 7 - у нее речь шла о здоровье учеников. Очень понравилась Елена Веретенникова, физик из школы поселка Пионерский. Она на уроках использует движущиеся интерактивные компьютерные модели... А вообще, каждый учитель был интересен по-своему, и все - достойные педагоги!
- Сложности были?
- Один из самых непростых этапов - родительское собрание. Практически без подготовки, за пять минут до начала вытягивали билетик с "ситуацией" - нужно было вычленить проблему и провести собрание.
И здесь я бы поспорила с организаторами. Считаю, что никогда не надо выносить частную ситуацию, происходящую в классе, на родительское собрание. Темы должны быть более общими, например, "Мы за детей своих в ответе". "Как научить ребенка учиться?", "Что такое ЕГЭ?" и т. п. А что касается классных дел, когда Петя что-то натворил, - это надо решать индивидуально, тет-а-тет, не вынося на всеобщий родительский суд.
Что такое хорошо...
- Чем, на ваш взгляд, отличается сегодняшний ученик от школяра 10-летней давности?
- Дети, рожденные в 90-е, воспитывались в условиях разрушения старых идеологий и перехода к рыночным отношениям. И в школе отчетливо ощущается нигилизм ребят. Сегодня нет комсомольцев, пионеров и октябрят. Нет и единой идеологии - одно образование. А школе нужны традиции - каждая должна иметь воспитательный потенциал и свою идею. "Как много достойных для общества людей мы выпустим?" - таким должен быть главный критерий! А не "Как много пятерок?"... Я против ориентации исключительно на высокую успеваемость. Ну дадим мы отличное образование по высоким технологиям. А кто хорошего человека из этих вундеркиндов воспитывать будет? К сожалению, воспитательные функции школы сегодня действуют по остаточному принципу. Говорят, нет финансирования! Зато есть подушевое образовательное финансирование - от этого давно отказалась даже консервативная Англия. А мы взялись вводить! Что останется от сельских школ?
Что делать? Нельзя отворачиваться! Это моя позиция. Раннее курение, раннее употребление спиртного - примета времени. Рядом со школой - киоски, которые этим всем торгуют. Говорить детям, что такое хорошо, а что плохо, - уже не актуально. А вот показывать на личном примере - это другое. Соблюдение нравственных ценностей - чья задача, если родители их не исповедуют? Конечно, учителя. Вот и чувствуешь себя на переднем крае борьбы за души и нравственность своих учеников.
Я бы вместо таблички "СОШ N ..." повесила бы: "В этой школе учат любить"...
ДОСЬЕ
Илона Евгеньева Танковид - учитель высшей категории СОШ N 9 г. Вилючинска. Педагогический стаж - 12 лет. Замужем, двое детей.