О Татьяне ПОЛУШКО, главе Городской управляющей компании, ходят разные слухи. Порой далеко не лестные.
Но вот я прихожу в этот коллектив и невольно начинаю улыбаться. Потому что тут все улыбаются, начиная от генерального директора и заканчивая техническим персоналом. Очень теплая атмосфера в управляющей компании, прежде всего, по отношению к людям. Обычно так ведет себя преуспевающий коллектив. Поговорив со многими жильцами домов, подведомственных компании, могу сказать ответственно: ГУК и есть динамично развивающаяся компания.
Непростое испытание
Не подумайте, что тут трудятся одни лишь ангелы. Нет, обычные люди с обычными характерами. Но это команда единомышленников, взявших за основу высокие стандарты работы. 35 "штыков", облеченных доверием жильцов управлять их многоквартирными домами. Говорят, у всех этих "штыков" первая группа крови, что свойственно лидерам. Утверждать не буду, не проверял. Но то, что это личности, характеры, наконец, красивые и очень неравнодушные люди, - тут спора нет.
Начиналась компания с пяти домов - по улицам Абеля, Якорной и Победы. Через полгода их стало уже десять. Еще спустя полгода - пятнадцать. А вот недавно очередные пять многоквартирных домов попросились под "высокую руку" Полушко. Примечательно, что стать гуковцами пожелала даже часть сотрудников горадминистрации, которые до этого доверили управление своими домами родному им УЖКХ. Решение, конечно, неординарное, в чем-то даже драматичное, что и побудило меня выяснить его истоки.
На поверку всплыла довольно банальная история: оказалось, что это самое управление больше преуспело по части пустых обещаний, чем живого дела. Потому-то и отвернулись от него люди, переадресовав свое доверие коллегам Татьяны Владимировны.
Дом-новичок - это всегда очень непростое испытание для персонала ГУКа. То, что приходится обстоятельно поговорить со всеми его жильцами, узнать об их коммунальных горестях, учесть собранную информацию в дальнейшей работе, - это само собой. Но ведь еще надо и "прошерстить" дом с подвала и до самой крыши, да так, чтобы ни малейшая течь в коммуникациях или расщелина в швах не остались незамеченными. Затем выявленные недочеты устранить без дополнительных напоминаний. И, естественно, поставить приборы учета коммунальных ресурсов - сегодня это настоятельная необходимость, продиктованная неуемным ростом услуг ЖКХ. Ну а в заключение пригласить санэпидемспециалистов из ООО "Чистый мир", чтобы те по полной программе обработали подвальное помещение, извечное пристанище для крыс и прочей нехорошей живности.
Абсолютная прозрачность
Признаюсь, я давненько не слышал о существовании такой санитарной организации, пока не побывал в ГУКе. Думал, они вымерли в годы перестройки, точно мамонты. Ан нет, живут и здравствуют, хотя, как отмечают эксперты, в жилсектор их приглашают не так уж и часто. Дороговато! А вот в Городской управляющей компании не скупятся на траты, так как стремятся создать здоровую и комфортную среду для проживания в многоквартирных домах. Это, кстати, один из важнейших приоритетов коллектива, который возвышает его в глазах жителей обширного микрорайона.
Несколько слов о приборах учета. Да, с их установкой пошла экономия теплоресурса. Но тут есть еще одна особенность, одобренная, к слову, самими жильцами. Дело в том, что они, как и все горожане, тоже платят по нормативам, утвержденным главой Петропавловска. Но в отличие от других компаний, тут разница между нормативами и показаниями приборов учета заносится на счет экономии, который в дальнейшем используется для оплаты ремонтных работ в жилсекторе. Это, между прочим, удобно, прежде всего, для самих жильцов, потому они сочли нужным отразить данный факт в коллективном договоре с компанией. Если у кого-то возникают вопросы о правильности расходования денежных средств (а они возникают), то руководство ГУКа представляет этим людям самую полную информацию по каждому из них. Что естественно: абсолютная прозрачность финансовой деятельности - самой тонкой материи в любой управляющей компании - тоже входит в число приоритетов коллег Татьяны Полушко.
А вот как тут борются с должниками. Не секрет, жильцам нравится, когда в их подъезде сделан ремонт, а места общего пользования содержатся в порядке. В таком доме и самим приятно жить, и гостей не стыдно принять. Но, понятное дело, красота не есть дар небес, а результат очень непростой работы, за которую надо платить. Вот тут и встречаются сотрудники ГУКа с жильцами домов: "Рассчитайтесь по квартплате - и мы за счет этого сделаем ремонт в подъездах". Как правило, люди соглашаются с такой логикой. Результаты? Да, есть, и довольно не плохие. Для сравнения: если два года назад, когда компания вышла на рынок коммунальных услуг, неплательщики составляли около 30 %, то сегодня эта цифра значительно меньше.
Вселяет надежду
Очень четко сформулирована политика ГУКа и в плане ремонта крыш, фасадов, внутридомовых сетей и тому подобное. Не будем лукавить, скажем, те же крыши всегда были ахиллесовой пятой городской коммуналки. Несмотря на явный прогресс стройиндустрии, кровельные материалы все еще служат сравнительно недолго, а в камчатских условиях, где постоянные циклоны и сейсмические нагрузки, - в особенности. Тем не менее компании удалось развязать и эту очень непростую проблему - прежде всего за счет привлечения новых технологий и лучших специалистов. И еще: здесь очень жестко ограничили самодеятельность монтеров кабельного телевидения, которые частенько нарушали прочность кровельного покрытия. Вроде бы пустяк, а добрые всходы не заставили себя долго ждать.
Однако не все так радужно, как можно подумать. Дело тут вот в чем. Часть жильцов, видя, что Городская управляющая компания за два года сделала больше работы, чем предшествовавший ей ЖЭК за 20 лет, стали высказывать пожелания, чтобы она энергичнее решала вопросы ремонта фасадов, подъездов, внутридомовых сетей и тому подобное. Рациональное зерно в этом, бесспорно, есть, если бы не одно "но". Компания ведь начисто лишена государственной поддержки, и весь ее бюджет целиком строится на коммунальных платежах собственников жилья. Сколько собрали - на столько и выполнили ремонтных работ. Тут, как говорится, приходится по одежке протягивать ножки. Руководство ГУКа, естественно, учитывает подобного рода предложения, но обязательно соизмеряет их с реальными возможностями коллектива. Генеральный директор Татьяна Полушко так прокомментировала эту ситуацию: "Мы не уходим от критики жильцов, даже если они не во всем правы. Для нас очень важно знать их мнение о нашей работе. Понятно, что они доносят до нас свои резоны, мы же в свою очередь информируем жильцов о проделанной работе, о текущих делах, отвечаем на их вопросы. Наша позиция: с людьми надо говорить по-людски, четко реагируя на все их замечания".
Вывод? Он во многом оптимистичен: реформа ЖКХ пойдет в городе успешнее, если в жилсекторе появится побольше компаний, похожих на ГУК. И пусть еще не все получается у нее на пять баллов, нельзя не заметить, что коллектив на правильном пути. За сравнительно короткий срок ему удалось сделать главное - создать успешно работающую конструкцию на нужды жильцов многоквартирных домов. Это вселяет уверенность, что добрые перемены, которые, кстати, во многом видны уже сегодня, в ближайшей перспективе проявятся еще больше.
ДОСЬЕ
Татьяна Полушко родилась на Урале. После окончания школы приехала на Камчатку. Более 12 лет служила в Погранвойсках. Выросла до начальника спецподразделения, одного из лучших в управлении. После увольнения в запас работала в ЖКХ краевого центра. С 2008 г. возглавляет Городскую управляющую компанию. Любит хорошую музыку и поэзию, самостоятельно изучает юриспруденцию.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Зря деньги не транжирят
Виктор Червяков, руководитель ООО "Камчатжилкоммунсертификация":
- В последний год Городская управляющая компанию то и дело на слуху. Многих радует не только успешная работа коллектива, но и то, что он стабильно набирает обороты. Жильцы многоквартирных домов с их извечными коммунальными проблемами постоянно чувствуют его плечо. И хотя зона ответственности компании постоянно растет, численность управленческого аппарата остается на месте. Это говорит о том, что здесь зря деньги не транжирят. В перспективе компания наверняка пройдет через сертификационные испытания и получит соответствующий документ. Это важно, прежде всего, для нее самой, чтобы уверенно чувствовать себя в конкурентной среде.