ЗАО НПК "Геотехнология" работает на промышленном рынке Камчатского края уже 15 лет. Основной вид деятельности - добыча и переработка руд ценных металлов - поставил предприятие в ряды основных налогоплательщиков в краевой бюджет.
Дела на производстве в течение многих лет идут в гору, оно активно развивается, расширяет производственную базу и создает рабочие места. А в прошлом году, в разгар мирового финансового кризиса, "Геотехнология" была внесена в федеральный список предприятий регионального значения, что подтверждает высокий статус и значимость компании. Однако одновременно 2008 год стал для предприятия поистине роковым. Сокращение более чем 230 рабочих мест, минимизация расходов, снижение зарплаты, налоговое бремя... Пороги компании стали обивать правоохранительные и налоговые органы с требованиями погасить имеющиеся долговые платежи. Тем не менее руководство "Геотехнологии" продолжает вкладывать средства в расширение мощностей, подало заявку на получение от государства кредита в размере 1 млрд 200 млн долларов и даже собирается построить на Дальнем Востоке второй "Норильский никель".
Что сегодня происходит на предприятии, которое еще недавно было в долгах как в шелках, корреспонденту "АиФ-Камчатка" рассказал генеральный директор ЗАО НПК "Геотехнология" Валерий ГОНЧАРОВ.
- Валерий Григорьевич, в то время как крупнейшие предприятия страны "бороздят" просторы финансового вакуума, вы решительно настроены на получение более чем миллиардного долларового кредита. Не страшно "глобалить" на фоне собственных неурядиц?
- Планы у нас действительно глобальные - мы хотим построить на Дальнем Востоке второй "Норильский никель". Завод станет своего рода концентратором сырья, которое будет добываться в Амурской области и в Камчатском крае. У нас есть лицензия на освоение площади более чем тысячи квадратных километров в Зейском районе Амурской области. Вплотную разведкой мы там пока не занимались, но перспектива у этой территории огромная. Изначально нами рассматривался вопрос о строительстве металлургического завода в Комсомольске-на-Амуре. Там мощная промышленная, судоремонтная база, химические заводы, через этот город проходит газопровод. Ну а в первую очередь - это кадры. Люди, которые поколениями воспитывались в условиях развитой промышленности, имеющие соответствующее образование, опыт и традиции.
Природу - сберечь!
- Не слишком ли дорогое удовольствие - добывать руду на Камчатке, а получать из нее металлы в Хабаровском крае?
- Учитывая климат и природные особенности Камчатки, мощные заводы строить здесь нежелательно, поэтому мы планируем развивать на полуострове предварительное производство - осуществлять добычу, обогащение, плавку для получения полуфабрикатов. А уже чистые металлы предполагаем изготавливать в регионе с доступной энергетикой, потому что энергозатраты в себестоимости конечного продукта составляют более трети, притом, что транспортные затраты не столь велики. Сегодня мы вывозим до 150 тысяч тонн руды в год, или 12,5 тысячи в месяц. В ней содержится от 7 до 8 тысяч тонн никеля. А в последующем мы планируем вывозить такое же количество концентрата, но металла там будет в 5 раз больше. То есть качество полупродукта станет на порядок выше, равно как и концентрация металла в единице груза. Эту задачу мы поставили для себя, составили бизнес-план - при участии различных институтов, министерств и ведомств, которые проработали технические и экономические обоснования требуемых инвестиций. Вот так мы планируем истратить полученный кредит: построить крупное предприятие и производить значительное количество никеля - конечная цель порядка 60 тысяч тонн в год. Если будут строиться большие предприятия, то можно будет развивать промышленность в регионе. Но мы также понимаем, что потенциальных работников нужно заинтересовать. Люди поедут на Дальний Восток, если у них будет хорошая работа, социальные гарантии и устойчивая зарплата, чтобы была реальная возможность приобретать жилье.
- Вы уверены в своих силах? Ведь финансовый кризис "подсадил" ваше производство - у всех на устах сокращения сотрудников, задержки по выплате зарплаты в НПК "Геотехнология"...
- Кризис действительно оказался для нас проверкой на прочность. Начну с того, что в "черную" мы никогда не работали и не работаем, поэтому в связи с падением доходов на предприятии мы были вынуждены минимизировать производство и уровень оплаты труда работников, изменив структуру начислений. То есть теперь зарплата зависит от того, как сотрудник выполняет свои обязанности. Задержки по зарплате, которые и раньше случались на нашем предприятии, всегда были вызваны объективными причинами - долгими сроками прохождения товара и платежей. Но когда ударил кризис - и цена на нашу продукцию упала в три с лишним раза, то тех денег, которые мы выручали от продажи, не хватало даже на то, чтобы просто выжить...
Помимо мирового финансового кризиса возникли проблемы и из-за того, что в апреле этого года премьер В. Путин подписал постановление правительства, отменяющее действие другого постановления, по которому ФГУП "Алмазювелирэкспорт" выступало единственным экспортером сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы. А производимый нами концентрат все это содержит. Между тем регулирует отношения по ввозу и вывозу сырья президент страны. Таким образом, есть запрещение со стороны премьера, но нет разрешения со стороны президента. Эта ситуация длилась с 9 апреля до 6 августа. В течение четырех месяцев наше предприятие не могло реализовать готовую продукцию - ею был забит весь порт, а это, ни много ни мало, свыше 50 тысяч тонн!.. Навстречу нам пошел покупатель - швейцарская компания "Гленкор" (мировой трейдер, который занимается реализацией различных металлов и их сырья. - Ред.). Она предоставила товарный кредит под будущие поставки, а ведь мы еще не имели ни лицензии, ни разрешения президента на вывоз. Постановление, как я уже сказал, было подписано 6 августа. После этого мы за две недели оформили лицензию на реализацию 120 тысяч тонн продукции в течение года. Таким образом, стали получать деньги и начали рассчитываться по долговым обязательствам. Долги за 2008 год мы смогли погасить буквально на днях.
Аналогов нет
- О чем еще, кроме второго "Норильского никеля", думает компания, только-только вылезшая из кризиса?
- О будущих проектах, которыми мы занимаемся за счет внутренних резервов. В первую очередь, это касается увеличения капитализации нашей компании, которая состоит из запасов и ресурсов полезных ископаемых (руда и никель в ней), выявленных нами на территории лицензионных площадей. На Камчатке мы имеем лицензии на два участка - Шанучское рудное поле и участок на южных отрогах Срединного хребта, охватывающий три района - Елизовский, Усть-Большерецкий и Соболевский. В настоящее время мы проводим активные разведывательные работы на Шануче. Начиная со второго полугодия 2005 года, пробурили там уже более 4 км подземных скважин и прирастили более полумиллиона тонн руды. Одновременно занимаемся изучением качественных характеристик, что, кстати говоря, всегда положительно оценивается инвесторами, потому что это говорит о перспективности проекта. Далее у нас запланировано строительство подземных рудников. С этой целью мы начали дополнительно проходить подземные выработки и строить дороги к этим рудникам. Также приступили к строительству просторного общежития со всеми удобствами для будущих рабочих. Запустили на месторождении комплекс биологической очистки, аналогов которому на Камчатке нет. Работаем над проектом по строительству и пуску в 2011 году обогатительной фабрики производительностью 250 тыс. тонн в год... Наши рудники, кстати говоря, - это современные технически оснащенные предприятия. Мы используем станки для бурения, которых в крае больше нет. Один такой станок стоит порядка 800 тыс. евро, погрузодоставочные машины - до 300 тыс. евро за единицу. Благодаря этому производительность труда увеличивается в разы, улучшаются условия труда, потому что практически весь процесс бурения автоматизирован. Впоследствии планируем постоянно приращивать запасы на рудниках и рассчитываем повысить производительность до 400 тыс. тонн продукции в год.
Что касается южной группы месторождений, то там мы продолжаем работы по геологоразведке, собираемся вложить в это порядка 30 млн долларов в течение пяти лет. Параллельно занимаемся строительством дорог, поселков, энергокомплексов, чтобы к 2016 году запустить обогатительную фабрику и несколько рудников.
- Валерий Григорьевич, НПК "Геотехнология" признана компанией регионального значения. Какие бонусы с этого вы имеете и на что рассчитываете?
- Рассчитываем мы на собственные силы и на то, что государство пойдет нам навстречу и предоставит инвестиционный кредит на развитие производства. Безусловно, нам помогают Правительство Камчатского края, губернатор, которые направили письмо в Москву с просьбой поддержать наши начинания. Вместе с краевой администрацией мы подаем заявки на участие в различных программах, которые предлагает Минэкономразвития РФ. Другой вопрос, что в самом крае практически нет инвестиционных программ, значимых для нас - связанных с инфраструктурой, развитием морского торгового порта, строительством дорог между населенными пунктами, прокладкой электросетей и пр. Уверен, что только в таких условиях промышленность в регионе будет развиваться более интенсивно, а Камчатка сможет получить статус субъекта, привлекательного для потенциальных инвесторов...