Примерное время чтения: 6 минут
78

Его партия зовется "Дети"...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 03/11/2009

В НАЧАЛЕ 60-х он, приехав на полуостров, думал: "Отработаю три года и назад". Три года превратились в навсегда. А его теперь знает почти вся Камчатка.

ПОТОМУ что заслуженный врач России Аскар ЗИГАНШИН - один из тех, кто всегда готов протянуть руку помощи детям и их родителям.

- Аскар Геннадьевич, вы приехали на Камчатку в 1961 году. Почему? Красивый, молодой, врач, волейболист и вдруг - на край света?

- Нас было 13 комсомольцев-добровольцев. Сами захотели. Меня оставляли на кафедре в Казанском мединституте - не судьба. Толчком же послужили две поездки в составе студенческих стройотрядов на целину в Казахстан и под Красноярск. Меня, кстати, даже за подписью Климента Ворошилова, наградили медалью "За освоение целинных и залежных земель".

Захотелось узнать: что там дальше, на Востоке? Я занимался в институте комсомольской работой и уговорил ребят вместе со мной рвануть на Камчатку. Правда, со временем только двое добровольцев остались здесь - я да Маргарита Иваненко (Свитцова), она и сейчас работает микропедиатром. 19 сентября 1961 года я приступил к работе в детской консультации при областной больнице...

Сейчас-то я и представить себя не могу без Камчатки. Две недели вдали отсюда выдерживаю, а потом начинается тоска. Камчатка обладает такой притягательной, дивной силой, которую трудно объяснить. Здесь я влюбился, женился, родили детей, позже вступил во второй брак, в котором счастливо живу и поныне.

А волейбол - это отдельная тема. Он тоже для меня почти всё. Я пять лет играл за областной "Спартак", одновременно являясь тренером команды, а до этого играл в Казани за "Буревестник".

Битва за поликлинику

- ЗА ТРИ года работы вы смогли стать главврачом детской поликлиники. Кто-то из руководящих коллег вам симпатизировал?

- Я был сначала участковым врачом, потом прошел специализацию и стал детским хирургом, первым детским хирургом в истории Камчатской области. В мае 1964 года меня назначили главврачом поликлиники. Первые 25 лет в этой должности я еще и практиковал как хирург. Что до симпатий - такого не было. На эту должность никто не шел! Меня вызвали в горисполком и уговорили "на три годика", тяжелая, мол, ситуация. Так "три годика" растянулись на 45 лет.

- Честь переезда поликлиники из тесного помещения в жилом доме на 5 км (нынешняя стоматология) принадлежит вам. Как это было?

- Сначала была детская консультация при областной больнице. 60 квадратных метров, по сути, изба, которая находилась на улице Ключевская. Затем трудами нашего главврача Александры Мельниковой был "выбит" первый этаж строящейся хрущевки на 5 км. В 1962 году мы переехали туда и в октябре, уже как детская поликлиника N 1, приняли первых пациентов. Это было большое событие. Но со временем маленькие больные вместе с родителями просто заполонили все коридоры - люди стояли, как в автобусе в час пик. В конце 70-х началось строительство поликлиники на Силуэте, но для взрослых. Нам удалось его отбить - с боем, с кровью и потом. Причем сопротивлялся, в основном, горисполком. Но под давлением горкома партии и нашим, естественно, горисполком сдался. В 1982 году мы приняли первого пациента. Передовое, по тому времени, было помещение: 7 000 квадратных метров, 100 кабинетов - за Уралом одно время наша поликлиника была самая крупная, только участков было под полусотню. Сейчас здесь обслуживается около 30 000 маленьких пациентов в год. Но очереди все равно остались. Проблема в отсутствии кадров. У нас их и не хватало, и не хватает - бегут. Один врач обслуживает 3-4 участка.

"Все мы здесь женщины"

- КОЛЛЕКТИВ детских амбулаторных учреждений, как правило, сплошь женский, но у вас в штате было несколько мужчин. Что же значит эта фраза, которой вы начинали каждую планерку: "Все мы здесь женщины"?

- Штука в том, что до "революции" 1992 года мы переживали медицинский ренессанс и достигли своего апогея. Одних врачей насчитывалось больше сотни, вместе со средним персоналом и техсотрудниками - полтысячи человек. В 90-е годы начался массовый исход. В итоге на 99 % коллектив составили женщины, поэтому и оставшиеся мужики встали в тот же строй. Ведь отношение к детям должно быть трепетным, по-женски внимательным и чутким. Как ни крути, социальной главой семьи все равно является женщина, мама. А то, что она порой занимается не тем, чем ей положено по статусу мамы, - большая беда, на мой взгляд, и для ребенка, и для семьи, и для страны.

- Вам настоятельно предложили уйти на пенсию, когда осталось всего ничего до 45-летнего юбилея на посту главного врача. Обиды не осталось?

- Мне не дали, как положено, проститься с моим коллективом - обидно, да. У меня случился второй, после 1997 года, инсульт - власти учинили мне детальную проверку, но главное - попытались обвинить в том, что я получаю мзду за сдаваемые в аренду свободные площади поликлиники. Я знаю, где им "наступил на ногу" - в организации питания детей, беременных и кормящих матерей, которое по законодательству РФ должно быть бесплатным. У города не нашлось денег, и были введены квоты. Я подал на власть в суд. Средства все-таки нашлись, сейчас этим уже занимается прокуратура. А еще "наступил", когда отказывался подписывать акты готовности школ к учебному году - пока не будет на то согласия санитарно-эпидемиологической службы, ведь даже холодной воды в некоторых медкабинетах не было.

Мне как-то предложили вступить в одну из партий и идти на выборы. Я сказал, что уже давно в партии и зовется она "Дети". Они не предают и не продают никого.

...Главное - мой коллектив меня не забыл. На юбилей, на который, я, правда, не пошел, мне подарили мощный компьютер. Сейчас вот сижу, пишу воспоминания, прежде всего, о своих учителях, о своем коллективе, в котором я имел счастье работать и находить поддержку. Пишу, пока еще память позволяет. Да и в Интернет "похаживаю" - иду в ногу со временем.

ДОСЬЕ

А. Г. Зиганшин родился в Казани в 1936 году. Мама - инженер в секретном "ящике", папа возглавлял госпитали для раненых во время войны и после. Сестра - врач. Супруга - зав. отделением Камчатского СПИД-центра, дочь - врач Хабаровского СПИД-центра, сын - начальник краевой судмедэкспертизы, одна из невесток - зам. главврача онкодиспансера, другая - лаборант судмедэкспертизы, и лишь один из сыновей пошел в архитекторы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах