Этим летом на Камчатке гостили потомки известных мореплавателей прошлого: В. С. Головнина, П. И. Рикорда и Такадая Кахея. Судьбы каждого из них тесно связаны с историей нашего полуострова и отношениями России и Японии.
Потомки мореплавателей побывали в Налычевской долине, на территории которой находятся три хребта, названные в честь их выдающихся родственников. А затем директор Ассоциации российско-японского центра по науке и культуре, член Российского географического общества Петр Головнин встретился с корреспондентом "АиФ-Камчатка". Он рассказал о своем древнем роде, который насчитывает уже 18 поколений, а ведет начало с Никиты Головни, боярина, жившего в XIV веке.
- Петр Андреевич, почему вы стали заниматься генеалогическими исследованиями?
- Создание собственного генеалогического древа - увлекательный процесс. Ведь ты изучаешь судьбы своих родственников, это история, частью которой ты являешься. Нельзя быть "Иваном, не помнящим родства", когда за тобой опыт, мудрость, накопленная поколениями твоих предков. Генеалогический поиск очень сложен, но интересен. Нужно много знать, потратить много нервов и энергии. Без сильного желания это сделать просто невозможно, но результат стоит приложенных усилий.
Основная работа заключается в исследовании архивных документов, а также работ по генеалогии. Кстати, именно Василий Михайлович Головнин, вернувшись из кругосветного плавания, обнаружил у себя на чердаке послужные списки, записки своих предков. А его сын, Александр Васильевич, опубликовал их. Именно этот и другие научные труды, а также всевозможные архивные выписки позволили мне разыскать практически все ветви моего рода и дополнить генеалогическое древо. Надеюсь, что и мои потомки будут его дополнять.
- Насколько я знаю, вы занимались историей не только своего рода...
- Действительно, долгое время я вместе с моим другом А. М. Завойко изучал другие дворянские роды. На основе этих исследований нами был написан научный труд "Дворянские роды Завойко, Врангель и Унгерн-Штернберг в истории России". Именно к одному из них относится адмирал Василий Степанович Завойко, прославленный начальник Камчатки, который сыграл огромную роль в защите Петропавловска-Камчатского от нападения англо-французской эскадры. Через десять лет после смерти прославленного адмирала во Владивостоке весной 1908 года ему открыли памятник, вокруг которого вскоре был разбит сквер. Местные жители называли его "садом Завойко". Однако осенью 1922 года памятник адмиралу был снят с постамента.
Недавно во Владивостоке было отлито два бюста Василия Завойко, один из них планируют установить на месте, где когда-то стоял памятник, а второй привезти в Петропавловск. Но на это пока не хватает средств.
- А что вы можете сказать о представителях рода Головниных.
- Это старинный русский дворянский род. Сегодняшние Головнины являются потомками князей Мещерских, Смоленских. Более того, по женской линии князей Смоленских, мы являемся также потомками Рюриковичей - Ярослава Мудрого, Владимира Святого...
Мужчины рода Головниных всегда являлись защитниками своей Родины. Они участвовали практически во всех войнах, которые вела наша страна последние 600 лет. Еще наш родоначальник Никита, как пишут историки Карамзин и Соловьев, разбил московское войско Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, в борьбе за Глинскую землю. Дмитрий Сергеевич Головнин - мичман, погиб при Цусиме.
В 1816 году, 19 августа Александр I утвердил герб рода Головниных. Девиз герба - "За правых - проведение", то есть если ты честен и не держишь за пазухой камня, то тебе поможет Господь Бог, удача будет на твой стороне.
СПРАВКА
Головнин Василий Михайлович (1776-1831)
Мореплаватель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1818), вице-адмирал (1830). Руководил кругосветными плаваниями на шлюпах "Диана" (1807-1809) и "Камчатка" (1817-1819). На Курильских островах был захвачен японцами (в плену в 1811-1813). Его записки о пребывании в Японии переведены на многие европейские языки.