НА МИНУВШЕЙ неделе на Камчатке побывал Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству. Он провел две пресс-конференции для журналистов. Задавали много вопросов. Но главным был дрифтерный.
ИЗВЕСТНО, что Росрыболовство и подведомственные ему структуры в настоящее время ведут откровенное лоббирование крупномасштабного японского и отечественного дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации. На подписи у Председателя Правительства РФ Путина находится Постановление об условиях проведения аукционов квот на вылов тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ, и уже готов приказ ФАР о переводе научных квот на вылов лососей в промышленные. То есть до открытия новой эры в истории рыбной промышленности России по крупномасштабному дрифтерному промыслу лососей остались, может быть, считанные часы.
Росрыболовству, как заявил Крайний, удалось объединить мнения всех заинтересованных министерств и ведомств по вопросу о необходимости развития в России этого вида промысла - и потому дрифтерному промыслу в России быть!
"Дырка от бублика"
А ИСТОРИЯ с японским дрифтером в изложении главного рыбака России выглядит так. Оказывается, японский промысел прежде осуществлялся, по словам Крайнего, в "дырке от бублика" Охотского моря - в открытой его части. Где, согласно международному праву, может вести промысел и иностранный флот, так как эта "дырка" не подпадает под юрисдикцию ИЭЗ России. И мы, россияне, упросили японцев выйти из этой "дырки", так как они наносили нам в 80-х годах весьма ощутимый экономический ущерб. И сейчас, если мы прекратим японский дрифтерный промысел в ИЭЗ России, то они снова вернутся в Охотское море и продолжат промысел, который будет теперь вестись бесконтрольно.
Крайний все перепутал. В "дырке от бублика" Охотского моря шла не лососевая, а минтаевая война. В свое время я был автором документального фильма "Охотоморский многоугольник", в котором мы подробно рассказывали о причинах и следствиях той ресурсной войны для России, которая имела те же корни, что сегодня имеет и "дрифтерная" война - предательская распродажа чиновниками ресурсов страны.
Ну а если говорить о "дырке от бублика" Берингова моря - открытой его части, где нагуливается тихоокеанский лосось, то Андрей Анатольевич должен знать, что эта "дырка" давно уже закупорена для промысла. США и Россия подписали по этому поводу особое соглашение, защищая свои ресурсы. И "дырка" эта для японцев закрыта. Как закрыта для "специализированного промысла лососей" (читай - дрифтерного промысла) и открытая часть Тихого океана в соответствии с четырехсторонней Конвенцией об охране анадромных видов рыб, подписанной США, Россией, Канадой и... Японией еще в 1992 году. А вот охотоморская "дырка от бублика" открыта для всех народов мира. К стыду и позору России - это правда. Но вот только нерки, самого вожделенного объекта промысла, в той "дырке" не водится.
Так что пусть японцы ловят лосось дрифтерами в "дырке от бублика" Охотского моря. Я бы разрешил. Во-первых, потому что сахалинские рыбопромышленники считают, что запрещение дрифтерного промысла - это "инсинуации". Во-вторых, потому что московские чиновники (в том числе и А. Крайний) считают, что с японцами, несмотря ни на какие экономические потери и ущербы, нужно дружить во имя госпожи Политики. А в-третьих, потому что японцы... туда бы никогда и не пошли.
Деньги не пахнут
А ВОТ из Берингова моря их давно пора выгнать. За все то, что сотворили японские дрифтероловы с российской дальневосточной береговой рыбной промышленностью в 50-70-х годах прошлого века. На такой позиции раньше стояло Министерство рыбного хозяйства СССР. Только вот методы реализации этой позиции были выбраны неверные, которые и привели в итоге к возрождению японской дрифтерной экспансии.
Андрею Анатольевичу при случае стоило бы познакомиться со статьей, опубликованной в ведомственном журнале "Рыбное хозяйство" (N 6 за 2008 год). Автор - бывший заместитель министра рыбного хозяйства СССР, бывший заместитель председателя Госкомрыболовства РФ Вячеслав Зиланов.
Цитирую: "Все эти советско-российские шаги по "обузданию" японского дрифтерного морского промысла давали только временные, небольшие положительные результаты, так как не решали принципиального вопроса о полном запрете такого вида лова. Замечу разницу в отношении к дрифтерному морскому лову между американцами и нами во второй половине XX века. Американцы сразу осуществили полный запрет японского дрифтерного морского промысла. Наша же сторона все это время шла по ошибочному пути, разрешая такой промысел, пытаясь его ограничивать, контролировать (очень неэффективно), да еще и взимая с японцев компенсацию (по существу - плату) за такой промысел, что привело нас в "ловушку" зависимости от него. Уж очень хотелось определенным кругам получать все бoльшую и бoльшую компенсацию, закрывая глаза на то, что запасы разрушаются, а отечественный вылов никак не может достичь уровня первых послевоенных лет".
Кстати говоря, американская тема постоянно звучала на пресс-конференциях с участием Крайнего. Так, Андрей Анатольевич открыто заявил, что, во-первых, вся эта антидрифтерная кампания на Камчатке проводится на американские деньги. А во-вторых, что истинной целью этой антидрифтерной кампании является открытие японского рыбного рынка для американских рыбопромышленников, добывающих нерку.
Я спросил у Крайнего, на какие деньги тогда и почему Росрыболовство лоббирует дрифтерный промысел. На официальном сайте Росрыболовства нет ни одной статьи против дрифтера и по поводу наносимого этим видом промысла реального ущерба - о выбросах горбуши и даже второсортной нерки (о чем говорил сам А. Крайний на одной из пресс-конференций), о длине порядков сетей в сорок и более километров, о прилове морских птиц и морских зверей...
На этот вопрос Андрей Анатольевич не ответил. Хотя не секрет, что японский дрифтерный промысел ведется на коммерческой основе и деньги получает за это подведомственная структура Росрыболовства "Нацрыбресурсы". Есть и конкретные суммы, завуалированные в некое "оборудование и машины".
Вот цитата из совместного Протокола за 2008 год: "Японская Сторона сообщила, что на основе п. 6 Статьи II Соглашения, в качестве одного из видов сотрудничества по сохранению лососевых, образующихся в реках Российской Федерации и мигрирующих в воды или через воды к берегу от внешних границ 200-мильной зоны Японии, Всеяпонская ассоциация рыбопромышленников поставит заинтересованным организациям Российской Стороны машины и оборудование, приобретенные в Японии или другой стране по ценам, не превышающим цены на мировом рынке, на сумму в пределах 436 млн иен. Однако если общий вылов не превысит 2554 тонны, уровень сотрудничества составит 371 млн иен. При освоении квоты более 2554 тонн уровень сотрудничества увеличивается в пределах от 371 млн иен до 436 млн иен пропорционально увеличению вылова".
Закон что дышло
...ПРЕДСТАВИМ себе на миг, что на дрифтероловы высадились независимые наблюдатели, которые бы начали контроль за промыслом по существующему в России законодательству.
Во-первых, они предъявили бы от лица Российской Федерации ущерб японским и российским дрифтероловам по прилову морских птиц и зверей (в первую очередь по краснокнижным). Во-вторых, они бы не допустили сокрытие уловов (по оценке Всемирного фонда природы, это объемы, в полтора раза превышающие официальный вылов дрифтерной нерки). В-третьих, они не допустили бы выбросов прилова (лососей других видов) - а это в два-три раза превышающие официальные объемы дрифтерного вылова по всем видам.
И что бы произошло? А произошло бы следующее - крупномасштабный промысел тихоокеанских лососей в ИЭЗ Российской Федерации исчез бы, так как стал бы промыслом нерентабельным.
В соответствии с Законом об исключительной экономической зоне Российской Федерации на каждом иностранном судне, ведущем здесь промысел, должен присутствовать представитель государственного контролирующего органа. На японский дрифтерный промысел этот закон не распространяется. Почему? Ответ прост - в России закон что дышло. И это реальный пример того, что могут сделать иены.
Медведи на свалках
КРАЙНИЙ утверждает, что, несмотря на существование дрифтерного промысла, происходит ежегодное увеличение объемов добычи лосося на Дальнем Востоке в целом, и на Камчатке в частности. С безвредностью дрифтерного промысла он связал и то, что в этом году как никогда мощно пошла нерка в реку Камчатку. Вот видите, мол, мы же прогнозировали, что будут хорошие подходы лососей!
Видим, Андрей Анатольевич, и знаем причину такого подхода в 2009 году - сокращение количества японских дрифтероловов и полное отсутствие отечественных в ИЭЗ РФ, которые и раньше изымали в основном нерку бассейна реки Камчатка.
А еще мы помним прошлый год, когда в Олюторском и Карагинском районах восточной Камчатки создалась чрезвычайная ситуация с голодными медведями, которые атаковали поселки, пытаясь чем-нибудь поживиться на свалках. А медведь летом может быть голоден только тогда, когда в реках нет рыбы.
Поэтому когда Андрей Крайний сказал, что дрифтерные последствия 50-80-х годов прошлого века, когда была уничтожена береговая инфраструктура полуострова, невозможны для нашего времени, эти его слова коренные малочисленные народы Камчатки, пережившие дрифтерную лососевую катастрофу и лишившиеся своей малой родины, встретили с недоверием...
Впрочем, не только они одни...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Есть дрифтерный промысел. Он был всегда. Люди, которые вам рассказывают о "стенах смерти", лукавят сознательно, потому что, с точки зрения технологии, любой ставной невод - это дрифтер. Аргумент противников дрифтера на самом деле сводится к тому, что слабо осуществляется контроль за этим промыслом. И с этим я согласен абсолютно. Нельзя запрещать столовые ножи в продаже на том основании, что какой-то идиот этим ножом зарезал жену. Это то же самое. Этот промысел ни плох и ни хорош, это один из его видов.
Андрей КРАЙНИЙ, Камчатка, 18 июня.
КСТАТИ
Депутаты Камчатки в декабре прошлого года обратились к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину с предложением внести поправки в Закон "О рыболовстве", запрещающие дрифтерный промысел. В январе 2009 года российским премьером было дано поручение Росрыболовству, Минприроды России и МИД России представить согласованные предложения по прекращению применения пелагических дрифтерных сетей. 21 мая Комитет по природным ресурсам Госдумы России рассмотрел проект поправок в ФЗ "О рыболовстве", внесенный Заксобранием Камчатского края и предполагающий запрет дрифтерного промысла. По результатам заседания принято решение рекомендовать сессии Государственной Думы ОТКЛОНИТЬ эту законодательную инициативу.
ЦИФРЫ
Практика фактической добычи лососей отечественной промышленностью напрямую свидетельствует о том, что с ростом японского морского дрифтерного лова уловы российских рыбаков в прибрежных водах снижаются.
Если в первые послевоенные годы (1947-1949 гг.) наш вылов составлял 221-263 тыс. тонн, (японский морской дрифтерный лов тогда не велся), то уже в 1960-1965 гг. отечественный вылов составлял всего 74-78 тыс. тонн, а в 1970 г. он достиг минимума - всего 44 тыс. тонн.
В предшествующий этому период (1957-1965 гг.) японский морской дрифтерный промысел устойчиво давал вылов, только по официальной статистике, ежегодно 110-120 тыс. тонн.