Политическая ситуация на Камчатке всегда накаляется накануне красной путины. Местные чиновники мотаются в Москву, договариваются о квотах, долях, лимитах. Но их столичные коллеги всякий раз тормозят с решением о сроках и правилах проведения большой рыбалки.
В этом году ситуация развивается хуже, чем обычно. Рыбацкая общественность полуострова восстала против дрифтерного лова лосося. Депутаты Заксобрания пытаются инициировать изменения в Федеральном законе "О рыболовстве". Но из главного рыбного ведомства страны поступают сигналы о том, что дрифтерный промысел будет продолжен, а квоты на него закрепят аж на 10 лет вперед.
Все идет к тому, что позицию Камчатского края в Москве проигнорируют. Это означает, что в скором времени на рыбной отрасли полуострова можно будет поставить жирный крест.
Не сейчас, так через два-три года лосось перестанет доплывать до наших берегов, нереститься в наших реках. Его уничтожат в море на подступах к Камчатке.
Рыбные войны
"Сегодня идет настоящая рыбная война. С одной стороны в ней участвует "Росрыболовство", с другой - российская и мировая общественность, - считает координатор движения "Сохраним лосось вместе!" Сергей Вахрин. - Генассамблея ООН рекомендовала прекратить дрифтерный промысел еще в 1991 году. Российская Федерация, США и Япония подписали конвенцию, запрещающую дрифтерный лов в открытой части Тихого океана. Однако японцам каким-то образом удалось выторговать у России право добывать лосось в нашей исключительной экономической зоне. Сегодня омывающие Камчатку моря - чуть ли не единственное место в мире, где ценнейшие рыбные ресурсы уничтожают в огромных масштабах.
- Чем так опасен дрифтер?
- Это самый варварский способ промысла. Целые колонны кораблей раскидывают сети на десятки километров, через них ничего живое не проскользнет. А попадается ведь не только рыба, но и птицы, и морские животные. Все они погибают. Ситуация усугубляется тем, что значительную часть пойманных лососей выбрасывают обратно в море. Рыбаки берут себе только отборные экземпляры нерки (на японском рынке цена на них доходит до 100 долларов за килограмм. - Ред.). За борт, по нашим данным, идет до 80 % улова. По оценкам Всемирного фонда дикой природы, за последние годы в дрифтерных сетях погибли около двух миллионов морских птиц и порядка двадцати тысяч млекопитающих.
Порой можно услышать мнение, что дрифтер не так уж и опасен. Мол, за ущерб, причиненный природе, рыбопромышленники платят штрафы. С этим можно было бы согласиться, если бы у нас существовал нормальный контроль за промыслом. Но тогда и штрафные санкции исчислялись бы миллиардами рублей. Дрифтер стал бы экономически невыгоден. А что происходит сегодня? По документам, ущерб минимален, штрафы соответственно тоже. И эти цифры никто толком не проверяет. Такой вот получается парадокс. В стране создана масса структур, которые формально контролируют рыбаков, но ловить и наказывать браконьеров - некому, - говорит С. Вахрин.
За последние годы федеральные власти многое сделали для того, чтобы узаконить истребление камчатских биоресурсов. Раньше на каждом иностранном судне, работающем в нашей экономзоне, находился наблюдатель от пограничников. Но в 2006 году их количество сократили. Сейчас наблюдатели присутствуют только на флагманах. Один корабль проверяют, десять - пятнадцать работают сами по себе. "Росрыболовство" тем временем продолжает стимулировать дрифтеровщиков. В 2008 годы квоты для них были увеличены почти вдвое. Подходы лосося к камчатскому берегу сократились.
В Правительстве РФ об этом, судя по всему, хорошо знают. "Есть распоряжение Владимира Путина от 14 января 2009 года о том, чтобы министерства и ведомства разработали согласованные предложения по запрету применения дрифтерных пелагических сетей", - утверждает председатель краевого парламента Борис Невзоров. По словам одного из депутатов, постановление о запрете дрифтеров было уже почти готово. Однако в каком-то из надзорных органов вдруг вспомнили, что по этому поводу не были проведены общественные слушания. Организовать их решили не на Камчатке, а в Приморье, где отношение к дрифтерному лову довольно благожелательное. Ведь рыбачат в наших морях, в основном, суда из Японии и Приморья.
Кто ж нам поверит?
Надо отдать должное депутатам, они принимают в борьбе с дрифтером самое активное участие. Это не удивительно. Проблема известна им, что называется, изнутри. Чуть ли не половина слуг народа в региональном парламенте - рыбопромышленники. Несколько лет назад многие камчатские компании лишились права добывать нерку в открытом море. Им осталась только прибрежка. Но рыбы к берегу подходит все меньше. Бизнес несет убытки. Депутаты соответственно тоже. Их недовольство сложившимся положением дел разделяют и простые жители края. Более четырех тысяч наших земляков уже подписались под обращением в Правительство РФ с просьбой запретить масштабный дрифтерный промысел тихоокеанских лососей. С одной стороны, это немало, с другой - не так уж и много. Организаторы акции уверены, что подписей должно было быть гораздо больше. Но, видимо, слишком слаба вера камчатцев в то, что депутаты-миллионеры заботятся, в первую очередь, о судьбе края, а не о своем собственном кармане. Люди хорошо помнят, как в 2004 году, накануне второго тура губернаторских выборов, народные избранники затеяли массированную акцию в защиту членистоногих "Держи краба, земляк". Они тогда пытались выбить из губернаторского седла Михаила Машковцева и обвинили его чуть ли не в продаже нефтяникам западно-камчатского шельфа. Однако после выборов задора у парламентариев заметно поубавилось. А вскоре от него не осталось и следа. Нефтяники и газовики теперь спокойно хозяйничают на нашем шельфе, а депутатов это абсолютно не беспокоит.
Есть такая поговорка - единожды солгавший, кто ж тебе поверит? Жителей Камчатки обманывали неоднократно. Так стоит ли удивляться, что отношение к подобным протестным мероприятиям у них теперь очень настороженное? Особенно, когда речь идет о рыбных богатствах. Ведь они только на словах наши - общие. А в реальности уже давно принадлежат кому-то другому. То ли чиновникам, то ли олигархам. Красную рыбу и икру по рыночным ценам могут позволить себе единицы. А краба - и того меньше. Людям непонятно - что, от кого и для кого им предлагается защищать.
Дрифтерный промысел - безусловно, большое зло не только для Камчатки, но и для всей России. Неспроста большинство стран мира, включая США и ЕС, от него уже отказалось. Понимают ли это в Москве? Наверное, да. Но у дрифтеровщиков, судя по всему, есть влиятельные лоббисты, которые умеют находить нужные слова для столичных чиновников. Поговаривают, что свою позицию они подкрепляют упругими пачками зеленых купюр. Поэтому чиновники им доверяют, а нам - нет.
Депутаты - рыбаки
Невзоров Борис Александрович (до перехода на государственную службу возглавлял рыболовецкую компанию "Устькамчатрыба").
Гранатов Роман Георгиевич (председатель совета директоров ООО "Дельта", ОАО РКЗ "Командор").
Барабанов Сергей Анатольевич (гендиректор ОАО Озерновский РКЗ N 55).
Воробьев Валерий Борисович (генеральный директор ЗАО рыболовецкое предприятие "Акрос").
Гермаш Андрей Иванович (исполнительный директор РА "Колхоз им. Бекерева").
Гончар Владимир Теодозьевич (генеральный директор ЗАО "Корякрыба").
Драчев Владимир Захарович (бывший председатель рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина г. Петропавловска-Камчатского).
Евтушок Игорь Петрович (главный менеджер по научно-техническому развитию ОАО "Океанрыбфлот").
Литвиненко Александр Яковлевич (генеральный директор ООО "Тымлатский рыбокомбинат").
Орлова Ирина Леонтьевна (председатель профсоюза рыбаков).
Полукаров Василий Николаевич (инженер лова ООО "Соболь").
Редькин Игорь Владимирович (генеральный директор ООО "Витязь-Авто").
Сырбу Иван Васильевич (директор ООО "Севвострыба").
Тимошенко Сергей Васильевич (председатель Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки").