Примерное время чтения: 5 минут
57

Браконьерами становятся поневоле?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 23/05/2007

ПРОМЫСЛОВАЯ пора на Камчатке обрастает все новыми и новыми проблемами, и одна из них стала главной темой прошлой недели.

15 МАЯ депутаты облсовета направили В. Путину телеграмму, в которой законодатели попросили президента обратить внимание на проблему упрощенного пересечения границы, в част-ности, в 12-мильной зоне, которая, по мнению депутатов, связывает маломерный флот Камчатки по рукам и ногам.

Как сообщили в комитете облсовета по рыбной промышленности и флоту, данная проблема возникла три года назад после принятия Федерального Закона "О рыболовстве". Тогда же появилось и само понятие "прибрежное рыболовство" - предусматривающее доставку улова в свежем и охлажденном виде на территорию РФ для дальнейшей переработки и реализации. Тем не менее, по словам законодателей, в Законе нет ни слова о том, что прибрежная рыбалка должна ограничиваться 12-мильной зоной. При этом в Законе "О Государственной границе РФ", который был принят еще в 1997 г., эта территория обозначена.

- Наши законодатели в сфере рыболовства не согласовали этот момент, - говорит председатель комитета Анатолий Шашкун, - поэтому вопрос 12-мильной зоны становится принципиальным в ходе путины. Судите сами: если по восточному побережью Камчатки заливы глубоководные и не выходят за пределы 12 миль, то на западном побережье - сплошь мелководные участки. Глубины там подходят близко только в районе Озерной, а выше 52 параллели начинаются проблемы. Сегодня вопрос весь в том, что весна еще холодная, а флот уже вышел на промысел, и рыба к берегу мало подходит, поэтому выход из этой ситуации рыбаки видят один - нарушать эту 12-мильную зону.

Поручение президента - пока "за бортом"

ПО СЛОВАМ А. Шашкуна, еще прошлым летом Госдума приняла по-правки в Закон "О госгранице", президент их утвердил. Более того, он дал письменное поручение соответствующим службам подготовить подзаконный акт о порядке пересечения границы. Однако в конце ноября, не дождавшись нормативного документа, депутаты отправили на имя председателя правительства Михаила Фрадкова обращение и 15 января нынешнего года получили официальный ответ, в котором было сказано, что проект в работе и с сентября он находится на согласовании. Однако уже середина мая, начались задержания. Пограничники все прекрасно понимают, но они обязаны исполнять те законы, которые у них имеются.

- Когда я работал капитаном,- говорит А. Шашкун, - для больших судов существовал порядок пересечения закрытой границы. Например, мы выходим на промысел кальмара на Северных Курилах, трал ставим за пределами 12 миль, а выбираем вплотную в 2 милях от острова, потому что так расположены глубины, так ведет себя рыба. Порядок упрощенного пересечения оформлялся и согласовывался с таможенниками, капитан каждый день сдавал отчетность, записывал в особом журнале, в какое время судно пересекло границу, даже если это совершалось многократно. Какова бы ни была эта схема, она работала, но два года назад все разрушилось. В случае с маломерным флотом, освоение прибрежных квот происходит следующим образом: суда выходят в море, ловят рыбу, часто нарушая установленные пределы, и вечером везут ее на свой рыбокомбинат, на свое производство. Рыболовецкое предприятие выполняет программу социального обеспечения населения того района, где работает, при этом если капитан какого-нибудь судна начнет сдавать рыбу на сторону, завтра его снимут с работы. Замкнутый круг.

Почему капитаны рискуют?

КАК рассказал А. Шашкун, последствия за нарушения - катастрофические. К примеру, в позапрошлом году один капитан в Соболевском районе нарушил границу - по прибрежным квотам вышел за пределы 12 миль, поймал 7 (семь!) тонн рыбы - 4 тонны камбалы и 3 тонны минтая. Состоялся суд, этому капитану присудили ущерб в 165 тыс. рублей - сумма практически неподъемная для семейного бюджета.

- Но я вам могу ответственно заявить, - говорит А. Шашкун, - что за весь период путины за борт выбрасываются сотни тонн неучтенной мелкой рыбы, которая попадается в этой 12-мильной зоне. Почему капитаны рискуют? Потому что они знают, что в районе промысла - одна лишь мелочь. Он сделал замет в 11 милях от берега, поймал мелочевку, выкинул ее, потому что такую рыбу нельзя везти на берег - она не подходит по промысловым размерам, а кроме того, на берегу практически каждый пароход встречают инспекторы Россельхознадзора. За нарушение допустимой нормы прилова они могут отобрать промысловый билет. И капитан станет безработным или, в лучшем случае, матросом.

Нарушают закон осознанно

КАК подчеркнули в телеграмме депутаты, открылась уже третья путина после введения режима, и третий год вопрос не решается. Суда сегодня продолжают выбрасывать рыбу за борт, а капитаны - осознанно или нет - под разными предлогами все равно продолжают искать крупную рыбу, нарушая закон.

- Представьте, капитан и вся его команда семь месяцев сидели на берегу, - рассказывает А. Шашкун, - а сейчас на 4-5 месяцев вышли на путину. И если их будут останавливать, люди останутся без работы. То есть рыбаков заводят в ранг браконьеров поневоле из-за того, что они хотят как лучше. При этом порядок пересечения границы переписать особого труда не стоит. Но - если на небе зажигаются звезды, значит, это кому-нибудь нужно. Кому? Если бы чиновник знал, что его потом могут снять за невыполнение поручения президента или за причиненный ущерб, то, я думаю, подобной ситуации бы не возникло. А камчатские пограничники, которые штрафуют браконьеров, - подчеркиваю - здесь абсолютно не при чем, потому что они выполняют приказ. Я знаю, что наше обращение не осталось незамеченным - я уже имел беседы с представителем полпреда на Камчатке А. Чугуновым, но пока проблема существует, а нам остается лишь ждать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах