Во время первого и единственного пока циклона, который бушевал на полуострове две недели назад, произошло ЧП.
В Авачинской бухте с якоря сорвало тайваньское судно "Ерикаристина", которое было арестовано в августе этого года и с тех пор ожидало своей участи, находясь в камчатской акватории. Браконьерский траулер выбросило на мель, были эвакуированы двое пострадавших, и все эти обстоятельства, кажется, еще больше запутали следствие.
"Ерикаристина" не первый раз становится участ-ником скандальной хроники. Первый раз это судно отличилось в момент ареста, когда оказалось, что на его борту находятся трое казаков, якобы взятых в плен азиатами. Однако через три месяца разбирательств удалось выяснить, что "несчастные" казаки - чуть ли не совладельцы судна, а экипаж фактически находился у них в рабстве. В отношении представителя отдельного казачьего войска Сахалина, заключившего с тайваньской компанией договор, а также капитана судна, гражданина Тайваня, были возбуждены уголовные дела, но поскольку арестованные дезинформировали следователей, дело затянулось. Однако сахалинским "казакам", как гражданам России, после соответствующих процедур было позволено сойти на берег.
Но и без них "Ерикаристина" время даром не теряла. В среде специалистов бытует мнение, что капитан судна использовал циклон в корыстных интересах и буквально спровоцировал аварийную ситуацию. Несмотря на то, что браконьеры стоят в бухте долгое время, у них есть достаточное количество провизии, воды, а также топлива и машинного масла. Еще первая проверка установила, что якорное и прочее оборудование - в рабочем состоянии, и чтобы внезапно сорвать "Ерикаристину" с якоря, циклону нужно было очень сильно "постараться". При этом ни одно из 27 арестованных судов, которые в данный момент стоят на рейде в бухте, подобных проблем не испытало, хотя состояние некоторых из них далеко от идеального. Таким образом, браконьеры либо опять путают следствие, что квалифицируется в суде как злой умысел, либо инцидент произошел из-за халатности капитана. Если все-таки вскроется обман, то это будет являться отягчающим обстоятельством в момент вынесения приговора.
Какая выгода экипажу от того, что судно потерпит крушение? Как сообщил наш осведомленный источник, на борту находится 28 человек - жители Китая, Тайваня, Вьетнама и Индонезии (двое рыбаков, снятых с борта во время шторма, после оказания помощи были доставлены обратно). Все они имеют горячее желание сойти на российский берег, однако не могут этого сделать из-за отсутствия каких-либо документов, а непредвиденная ситуация могла значительно ускорить процесс оформления иностранцев и отправки их на родину. Дело в том, что судовладелец всё время простоя не интересовался положением рыбаков, а граница для них может быть открыта только по его письменному заявлению с подтверждением оплаты проезда или же по решению суда о конфискации судна. В остальных случаях попасть на берег иностранные рыбаки могут только при форс-мажорных обстоятель-ствах, коими и послужило крушение во время шторма. Тем не менее версия о том, что на судне возникла непредвиденная ситуация и экипаж стал заложником неблагоприятного стечения обстоятельств, не исключается.
Разбираться во всех нюансах будут транспортная и природоохранная прокуратура. Последняя, в частности, рассматривает факт незаконного промысла в камчатских водах и подсчитывает материальный ущерб. Предполагается, что в количественном выражении "Ерикаристина" незаконно добыла и сдала в порты Южной Кореи более 400 т лососевых рыб.
Сейчас судно остается на мели в районе мыса Казак. Малые глубины и волнения на море пока не позволяют приступить к работам по снятию траулера с мели. Но главная проблема состоит в том, чтобы найти агентирующую фирму, которая возьмет на себя расходы по эвакуации пострадавшего судна. Пока этот вопрос остается открытым. Одновременно пограничные власти, МЧС и портовые службы пытаются связаться с тайваньским судовладельцем и выяснить его дальнейшие планы в отношении экипажа траулера. По некоторым сведениям, судовладелец уже вышел на связь, но фактически отказался отвечать за рыбаков, мотивируя это тем, что в июле судно было передано в аренду Сахалинскому казачьему войску, которое и должно нести за них ответственность.
Кстати, представитель компании-судовладельца сообщил, что позиция российской стороны по отношению к команде судна вызывает у него недоумение. Подозрения о том, что команда спровоцировала кораблекрушение, он назвал абсолютно необоснованными. Он также считает, что региональное МЧС и портовые службы, фактически отказавшись от эвакуации экипажа, нарушают международное морское законодательство. (Условием начала операции экстренные службы выдвинули оплату всех расходов со стороны судовладельца). Таким образом, на сегодняшний день дальнейшая судьба "Ерикаристины" все еще туманна. Картину, вероятно, прояснит заседание суда, которое состоится в ближайшее время.