17 мая заведующая реквизиторским цехом Камчатского театра драмы и комедии Н. ЧУДИНОВА отметит свой юбилей. Своего возраста Нина Ульяновна не скрывает: ей исполнится столько же лет, сколько в будущем году театру - 75.
- Я В ТЕАТР попала по воле случая, - рассказывает Нина Ульяновна. - Мы жили в Хабаровске. Брат работал в музыкальном училище, а оно располагалось в одном здании с театром юного зрителя. Брат как-то узнал, что там требуется одевальщик (есть такая должность в театре), и помог мне на эту должность устроиться. Сначала думала, что временно. Но оказалось, что театр - это трясина, которая затягивает по самую макушку и из которой выбраться невозможно. Да и честно говоря, не хочется - уж очень сладкая эта трясина. Причем независимо от того, кем ты в нем числишься. У нас мужчина работал сантехником. Из-за низкой зарплаты ушел в другую организацию. Недавно приходил в гости, рассказывал, как скучает по театру. И я уже через год поняла, что никуда отсюда не уйду.
Всех помню и люблю
НО УЙТИ из ТЮЗа Нине Ульяновне все же пришлось. В театре художником по свету работал Константин Чудинов. Молодые люди полюбили друг друга, женились. И только тогда ощутили, какая же маленькая у них зарплата. В 1959 г. решили переехать в Петропавловск, где к материковскому окладу прибавлялись коэффициент и северные надбавки. Жить поначалу пришлось в комнатке с печным отоплением в одном из двух "театральных" бараков, что стояли выше нынешнего колледжа КамГТУ. Там жили и артисты, и костюмеры, и технические работники. И театр тогда был деревянный. Он стоял аккурат напротив кинотеатра "Камчатка".
Нина Ульяновна не из тех людей, которые уверяют, что "раньше и сахар был слаще и вода - мокрее", но вот в том, что тот театр был особенным, убеждена.
- Он был очень теплый и уютный. В любую погоду зрители к нам добирались. Нас и сейчас горожане любят, но тогда мы были друг другу ближе и родней. Может быть, потому, что других развлечений в Петропавловске и не было.
Н. Чудинова по долгу службы помогала одеваться артистам, "доводила" их до образа, делая кого королевой Англии, кого - героем-партизаном, кого - передовой дояркой. С большой любовью вспоминает она коллег, которых сегодня уже нет с нами. А в ту пору они были в зените славы: Василий Красногор, Наум Эренбург, Владимир Андрианов, Елена Улыбина, Владимир Космачевский, Вячеслав Шедель.
Одевала Н. Чудинова в те годы совсем молодых, а ныне легенд камчатской сцены - Майю Соловьеву, Галину Астраханкину, Владимира Грачева ("Володя пришел к нам совсем еще мальчиком"). Работать со всеми было просто и интересно - никто не капризничал, не был злым. Ни разу не услышала она в свой адрес грубого слова, не ощутила недовольства по поводу своей работы.
Очень жалеет Нина Ульяновна, что не догадалась в свое время завести специальную тетрадь, куда надо было записывать хотя бы названия всех спектаклей, на которых работала одевальщицей, а потом - уже и начальником цеха. Нет, какие-то помнит, конечно, - "Проснись и пой!", "Женский монастырь", "Мария Стюарт", "Я стою у ресторана". Это были не спектакли, а целые городские события! А сколько было гастролей! Бишкек, Тбилиси, Москва, Иркутск, Магадан, Владивосток, всю Камчатку объезжали каждый год.
Секреты профессии
КАКИЕ же должностные обязанности у реквизитора? Как рассказала Нина Ульяновна, ее цех, а это всего два человека, отвечает за то, чтобы на сцене присутствовало все, что необходимо по ходу действия. Например, в одном из действий спектакля "Все люди делают это" задействованы: лейка с водой, коробка с туфлями, подарочная коробка с сувениром-маятником, банка пива, пивная кружка, два стакана, портфель с бумагами и так далее и тому подобное. Были ли случаи, когда в самый нужный момент чего-то на сцене не оказывалось? Да, однажды было ЧП на гастролях в Иркутске. Почему так получилось, Нина Ульяновна до сих пор понять не может, но на спектакле "Жизнь прекрасна" на сцене не оказалось пистолета, который должен был выстрелить.
- Я чуть сознание тогда не потеряла от ужаса. Но самое интересное, что актеры Зоя Янышева и Андрей Липеев как-то "выкрутились" и зритель ничего не заметил.
Особая песня в театре - продукты. В спектакле "Вдовий пароход" есть сцена, для которой нужны булка хлеба, тушенка, огурцы, яйца (к ним еще сковородка, масло и керосинка). А еще нужны блины. Все это по ходу дела съедается, поэтому здесь муляжами не обойдешься. Продукты в день спектакля Н. Чудинова покупает в магазине. Блины раньше пекла сама, сейчас - покупает в бистро. Там знают - если заказали блины, значит сегодня в театре - "Вдовий пароход".
К некоторым спектаклям Нина Ульяновна кипятит воду, которая на сцене играет роль водки. Кстати, "роль" коньяка обычно играет чай, а "роль" чая - компот. А вот для спектакля "Жизнь прекрасна" приходилось покупать настоящее шампанское, потому что по задумке режиссера, оно должно было "стрелять", а пробка - лететь в зал.
Сегодня Н. Чудинова вместе с театром "обживает" клуб "Строитель". Настроение у всех грустное. Со слезами на глазах вспоминает она, как на прощальном спектакле перед закрытием театра на реконструкцию, зрители скандировали: "Возвращайтесь! Мы будем вас ждать!"
- Нам обещают, что через два года вернемся. Очень хочется дождаться.