Примерное время чтения: 8 минут
84

Когда Миша становится Мигелем, а Аня - Энн

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 27/03/2007

Этой весной исполнится 10 лет с того дня, как первый камчатский ребенок, оставшийся без родителей, был усыновлен иностранцами. Мы не знаем, как его зовут, но если бы и знали, то назвать его имя не имели бы права: в нашем законодательстве есть понятие "тайна усыновления". Кстати, именно поэтому глаза ребятишек на фото к этой статье закрыты.

Кого могут усыновить иностранцы

Скажем сразу: никаких аукционов и распродаж здесь нет. Существуют три базы данных: муниципальная, региональная и федеральная. Эта информация общедоступна и размещена на специальных сайтах в Интернете. Одинокий ребенок сначала попадает в первую базу - своего района или города. Если в течение месяца он так и останется одиноким, то информация о нем поступит в базу данных региона (в нашем случае - Камчатской области). Если новые родители для него в течение месяца не найдутся и здесь, данные перейдут в базу федеральную, где поиск малышу новых мам и пап будет продолжаться еще 6 месяцев. Только если и в этом случае ребенок останется одиноким, на него смогут претендовать иностранцы. Но не сами по себе, а через Агентство по усыновлению, имеющее лицензию Минобразования России.

Как усыновляют маленьких камчатцев

Иностранцам предстоит пройти через многие испытания, прежде чем стать кандидатом в усыновители. Так, испанское законодательство (а в последние годы Камчатская область работает с испанским агентством) требует, чтобы претендент прошел через многомесячное обучение. Прослушал лекции педагогов, психологов, педиатров и других специалистов. Даже если у него своих детей семеро по лавкам, воспитывать чужого ребенка - это особая наука, которую предстоит постигнуть. Такие сложности обусловлены еще и тем, что по испанским законам ответственность за судьбу усыновленных ее гражданами детей несут правительство страны и король Испании.

Иностранцы не имеют права на выбор

Только когда все эти требования соблюдены, заявления от иностранцев поступают в Федеральный банк данных детей-сирот, откуда рассылаются в регионы, и в частности, на Камчатку. Здесь все бумаги попадают на стол ведущего специалиста, регионального оператора банка данных детей-сирот, управления образования администрации области Н. Тотовой.

- Нелли Григорьевна, имеют ли право иностранцы на выбор ребенка из нескольких претендентов?

- Нет, такое не принято. Это наши усыновители часто ищут, скажем, красивого мальчика с голубыми глазами и чтобы был овном по гороскопу, а иностранцам мы сами подбираем ребенка, исходя из резюме агентства. Долгое время идет "заочный" период работы, предшествующий приезду иностранцев в Петропавловск. "Очный" этап не менее продолжителен по времени. Иностранцы приезжают к нам, встречаются с предлагаемым ребенком первый раз, потом второй, потом третий. Если между ними возникает контакт, симпатия и иностранцы не отказываются от своего решения (а случаев отказа я не помню), начинается процесс оформления документов, который заканчивается заседанием областного суда. Суд и выносит решение о возможности усыновления.

Горько об этом говорить, но уезжающие за границу дети - это чаще всего больные дети, чьи родители - сифилитики, алкоголики, наркоманы. У многих диагноз - задержка психического развития. Его очень боятся российские усыновители. На самом деле это чаще всего не болезнь, а педагогическая запущенность. В окружении любви и заботы родителей такой ребенок через несколько лет избавляется от своего диагноза. Как избавляются от своих болезней многие другие дети.

Недавно в Испанию уехали отказные брат и сестра. Оба с аномалией развития грудной клетки. Им требуются сложные операции. Ни одна российская семья никого из них не взяла. А испанская - взяла обоих. И намерена их вылечить.

- У них врачи лучше?

- Чтобы ВЫЛЕЧИТЬ ребенка, только усилий врача мало. Помню ребенка, который самостоятельно не мог поворачиваться на бок. Но приехали иностранцы, всего-навсего успели с ним познакомиться и уделить ему капельку внимания и заботы. На глазах ребенок ожил, начал ползать и делать попытки вставать. Вот что делает любовь!

Горькая правда

- Дети смогут узнать о том, что они из России, с Камчатки?

- В Испании нет тайны усыновления. Поэтому каждый ребенок знает свою историю. Единственное, что принято скрывать - правду о его матери, если эта правда - горькая. Ребенок никогда не узнает, что его настоящие родители - алкоголики, наркоманы, что они бросили его на произвол судьбы, отказались от него. Ребенку объяснят, что мама и папа у него хорошие, но так сложились обстоятельства, болезнь или что-то другое, но ни слова о чем-то плохом.

- У ребенка в Испании поменяются имя, фамилия, другие данные?

- Усыновители имеют право изменить имя и фамилию. Но обычно меняются сведения о родителях, фамилии, а имя только "испанизируется". Был Миша, стал Мигель. Была Анна, стала Энн. Дата и место рождения остаются прежними. Если ребенок крещенный, его никто не заставит перейти в католичество.

- Настоящие мамы интересуются судьбой своих детей?

- Я не помню случая, чтобы такая мама поинтересовалась судьбой или хотя бы здоровьем своего усыновленного кем-то (неважно, россиянами или иностранцами) ребенка. Это действительно дети, которые никому не нужны. И никогда не будут нужны. В нашей стране, в лучшем случае их ждал бы интернат. В худшем - дом инвалидов.

- А вы интересуетесь их судьбой?

- Обязательно. По закону усыновители обязаны постоянно отчитываться о том, как живут наши дети. В качестве таких отчетов могут быть фотографии, видеозаписи, письма детей, абсолютно все!

Н. Тотова показывает снимки. На одном - мальчик, которого до трех лет никто не видел улыбающимся. На другом - он же вместе с новым братом после двух лет жизни в испанской семье: хоть сейчас на обложку глянцевого журнала "Счастливое детство"!

Еще снимок: на лужайке большая семья. Мама, папа, пятеро детей - все брюнеты, один русый - наш.

- И никто из соседей не будет ерничать, а от кого это твоя жена родила блондина?

- Наоборот, усыновители в Испании пользуются особым уважением в обществе. Они счастливы и горды тем, что создают достойные условия для жизни не только родных детей.

В российском Семейном кодексе и в Международной конвенции о правах ребенка записано: каждый ребенок имеет право на семью. Я считаю, какая разница - кто стал мамой для ребенка, у которого ее вообще не было: китаянка, испанка, американка? Конечно, было бы лучше, чтобы всех сирот взяли российские мамы, но так не получается. Даже, несмотря на ту помощь, которую гарантирует государство в подобных случаях.

- Почему испанцы охотно усыновляют российских детей?

- Причин здесь две. Первая, которая характерна и для других стран - у них нет своих сирот. Да, и там гибнут люди на дорогах, в воздухе, и там болеют и умирают. Но всегда находятся дяди, тети, другие родственники, друзья, соседи, которые берут оставшегося без родителей ребенка к себе. Детей на произвол судьбы там не бросают.

Вторая причина особенная. Испанцы испытывают глубокое уважение к нашей стране и к россиянам. Как рассказал один из усыновителей, в их стране помнят, что в годы гражданской войны именно советские люди не только помогали им на поле боя, но и приютили у себя 350 тыс. испанских сирот. Сегодня испанцы хотят ответить добром на добро.

- Были случаи, чтобы наши ребята приезжали на Камчатку в гости?

- Недавно из США навестить любимую бабушку приезжал наш мальчик, усыновленный в 1998 году. Точнее, уже не мальчик, а студент. Привез массу подарков в детское учреждение, откуда его усыновили. Приходил ко мне. Сказал, что сейчас он учится на детского психолога и после получения образования обязательно приедет на Камчатку работать, чтобы помогать таким, каким он был сам 9 лет назад.

Цифры

В среднем ежегодно в зарубежные семьи уезжает 10-12 камчатских сирот и детей, от которых отказались родители, или примерно каждый 10-й усыновляемый (удочеряемый) ребенок.

За 10 лет не зафиксирован ни один случай насилия, жестокости или издевательства над ними.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах