Примерное время чтения: 5 минут
234

Лора Вильямс: "Надеюсь вернуться в брянский лес"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 24/10/2006

Недавно в Елизове открылся офис Всемирного фонда дикой природы (WWF). Его работой руководит американка Лора Вильямс, которая уже 13 лет живет в России.

- Лора, почему вы решили приехать именно в нашу страну?

- Я всегда хотела заниматься глобальными экологическими проблемами. Еще в университете задала себе вопрос: как сохранить мировую экологическую среду? Ответ напрашивался сам собой: работать надо на базе двух мощнейших государств мира - России и США. В России первый раз побывала в 1990 году. Мне здесь очень понравилось. Когда появилась возможность поехать сюда надолго - я согласилась. Какое-то время поработала в Москве, а потом переехала в Брянскую область.

- Как же вас занесло в брянские леса?

- Надоела бумажная работа. Все мои московские коллеги сначала работали в полевых условиях, а потом пришли в офис. У меня же все было наоборот. Один из проектов, который мы курировали в 1997 году, проходил в Брянской области. Я поехала туда на открытие визит-центра заповедника, и мне предложили остаться.

Нефть или лосось?

- Чем будет заниматься WWF на Камчатке?

- Наши основные направления: поддержка и развитие охраняемых природных территорий, сохранение популяций лосося и других промысловых рыб, сохранение прибрежных экосистем, увеличение численности редких животных.

- Наверное, основные наши проблемы связаны с браконьерским выловом лосося?

- Не только. Раньше на Камчатке было три популяции северных оленей. В последние десятилетия две были истреблены. Последняя популяция, численностью в 2,5 - 3 тысячи голов, осталась в Кроноцком заповеднике.

Кроме этого, сейчас актуален вопрос: бурить ли нефть на западном шельфе...

- Фонд выступает против?

- Сначала надо взвесить все факты, изучить опыт Аляски, где случались разливы нефти. Мы готовим к выпуску фильм под названием "Лосось или нефть". Совсем запретить бурение, наверное, не получится. Но нужно четко знать, как добыча нефти повлияет на конкретные популяции в конкретных местах. Чтобы потом не оказалось, что под угрозой находятся важнейшие нерестилища.

- Вы не доверяете в этих вопросах нашим специалистам?

- Напротив, основную ставку мы делаем на местные кадры. Наша задача - содействовать тем инициативам, которые уже существуют здесь и совпадают с интересами Фонда. У нас есть сила, как у общественной организации. Специалисты WWF работают в 40 странах. Если какому-нибудь заповеднику или исчезающему животному угрожает опасность, мы можем получить поддержку всего мира - финансовую, политическую, информационную.

- Откуда финансируется WWF?

- Большинство взносов идет от частных лиц, которым небезразлична судьба планеты. Нашей организации уже 45 лет, и люди нам доверяют. Мы также получаем деньги от государств, в которых действуют международные программы по поддержке экологии. Нам помогают многие частные фонды. Российские проекты на 80 % финансируются из-за рубежа. Недавно WWF России зарегистрировался как национальная организация. А это значит, что деньги поступают и изнутри страны. Программу по сохранению лосося в нашем регионе финансирует WWF США. Это неудивительно - четверть всего лосося в Тихом океане родом с Камчатки. Сохранить его - в интересах обоих государств.

Не знаете, как вы богаты

- Чувствуете ли вы, как иностранный гражданин, какой-либо дискомфорт, проживая в России?

- Единственная трудность в том, что первый мой сын - американец. С ним мы каждый год вынуждены выезжать за пределы страны и оформлять новую визу. Это очень дорого и неудобно.

- Вы уже успели побывать в камчатских заповедниках. Где вам особенно понравилось?

- Я была в Кроноцком заповеднике, в Налычево. Природа везде впечатляет. Мне кажется, люди недостаточно ценят камчатские заповедные территории. Американцы, например, гордятся своими национальными парками так же, как флагом и гимном. Это, кстати, одна из наших задач - объяснить людям, каким богатством они обладают.

- Какой вы видите свою жизнь в будущем? Планируете ли вернуться в США?

- Муж мечтает, чтобы я жила с ним в избушке где-нибудь в заповеднике. Пока у меня нет такой возможности. Хочу еще пожить в России, надеюсь в будущем вернуться в брянский лес.


Личное дело

Лора Вильямс.
Родилась в штате Колорадо. С 1993 года в Москве совместно с российскими специалистами изучала возможности работы WWF в России.

При ее непосредственном участии в 1994 году в Москве открылся первый российский офис "Всемирного фонда дикой природы", где Лора Вильямс работала три года. С 1997 года жила и работала в заповеднике "Брянский лес". Там познакомилась с будущим мужем. В семье два сына. Один - гражданин США, другой - гражданин России. В 2005 году семья переехала на Камчатку.

В следующем году в США выйдет первая книга Л. Вильямс "Гнездо аиста". В ней рассказывается о жизни в русской деревне, о людях, которые живут натуральным хозяйством, о стирке белья в холодной речной воде и т.д. На очереди - книга о Камчатке, как о последнем месте на планете, где люди еще осваивают дикие места.

Справка "АиФ-Камчатка"
Всемирный фонд дикой природы выделил 200 территорий в мире, наиболее важных для сохранения биоразнообразия. Если обеспечить их стабильность, можно сохранить большую часть биоразнообразия планеты. Камчатско-Берингийский экорегион входит в двадцатку наиболее важных территорий, он включает Аляску, Чукотку, остров Врангеля, Камчатку, Алеутские и Командорские острова.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах