Камчатцы за разумные цены на бензин. В Петропавловске прошли акции протеста

Автопробег. © / Владимир Хитров / АиФ

Акции протеста начались с небольшого марш-броска 8 автомобилей в среду — тогда водители безуспешно попытались закрыть въезд на АЗС по улице Тушканова. Зато в четверг вечером на дороги выехали уже сотни автомобилистов. Они сначала перекрыли несколько заправок, а затем совершили автопробег. Колонна, состоящая примерно из 700 машин, растянулась чуть ли не на три километра.

   
   

35 рублей за литр

Активисты, с которыми довелось побеседовать журналисту «АиФ-Камчатка», утверждают, что единого организационного центра у них нет и акции носят стихийный характер. Политические требования у автомобилистов также отсутствуют. Им нужны лишь справедливые цены на топливо.

«Это ненормально, когда в соседних регионах бензин стоит по 30 рублей, а у нас — больше 40. Я, например, никак не могу понять, за счёт чего он успевает так дорожать?» — задаётся вопросом автослесарь Александр Агеев.

Флешмобами водители ограничиваться не собираются. Они готовят обращение к президенту Владимиру Путину с требованием установить на Камчатке разумную цену на бензин. Таковой они считают стоимость АИ-92 в пределах 35 рублей за литр.

Колонна, состоящая примерно из 700 машин, растянулась чуть ли не на три километра. Фото: АиФ / Владимир Хитров

А на сайте Платформы для петиций Рунета уже несколько дней висит воззвание к дальневосточному полпреду Юрию Трутневу с просьбой «разобраться в сложившейся ситуации» и надеждой на то, «что стоимость топлива не просто стабилизируется, а уменьшится». Когда готовился этот материал, под петицией подписались уже около полутора тысяч человек.

Весна наступила

На акции протеста, которые для Камчатки являются большой редкостью, не могли не отреагировать местные власти. Губернатор потребовал от прокуратуры и антимонопольной службы «провести серьёзную проверку обоснованности очередного повышения розничных цен на автомобильное топливо».

За счёт чего он успевает так дорожать? Фото: АиФ / Владимир Хитров

Протестующие автомобилисты считают, что реакция властей оказалась запоздалой и выглядит не вполне убедительной. Бензин на заправках подорожал в понедельник, а чиновники озвучили свои требования только в пятницу. Похоже, что на жёсткие заявления камчатских начальников подтолкнуло не само повышение цен, а активные действия горожан.

   
   

Много вопросов возникает и к камчатским антимонопольщикам. В ответ на них глава регионального УФАС Андрей ПЕТРОВ заявляет, что краевые чиновники при желании давно могли бы вмешаться в процесс топливного ценообразования.

Это ненормально, когда в соседних регионах бензин стоит по 30 рублей, а у нас — больше 40. Фото: АиФ / Владимир Хитров

«Мы уже несколько лет постоянно говорим о том, что Камчатский край должен применить постановление Правительства РФ № 239 о мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов. Постановление касается товаров, реализуемых в районах Крайнего Севера, к которым относится и Камчатка, — сказал Андрей Петров нашему корреспонденту. — Власти края имеют право регулировать наценку на нефтепродукты. Так, например, поступают руководители Магаданской области и Якутии. Поэтому там бензин стоит дешевле».

Разобраться с ценами на топливо, напомним, обещал и полпред Юрий Трутнев. Побывав на Камчатке, он заявил о неоправданно высокой стоимости бензина, к которой, по его мнению, привела монополизация рынка. «Весной мы в любом случае ситуацию изменим… Одного поставщика здесь не будет. Будем стараться привести ситуацию к снижению цен», — сказал в январе полпред.

Весна уже наступила, изменилась и ситуация — в худшую сторону.

Шансы есть

…Основным продавцом автомобильного топлива на полуострове является Камчатнефтепродукт (КНП), которому принадлежат два терминала и около двух десятков АЗС. До недавнего времени предприятием владели несколько частных лиц. В начале марта КНП сменил собственника. Теперь компания принадлежит кипрскому офшору «Восток Ойл» — «дочке» нефтяной группы «Альянс». Изменилась и схема поставок топлива на полуостров, а цена возросла. С чем это связано — сказать сложно. Может быть, с объективными причинами, а может, с тем, что кипрский офшор пытается поскорее «отбить» деньги, потраченные на покупку камчатского монополиста. Разобраться в этом не могут даже краевые власти.

Власти края имеют право регулировать наценку на нефтепродукты. Фото: АиФ / Владимир Хитров

«Правительство края ведёт активную работу по усилению конкуренции на этом рынке. Мы заинтересованы в приходе сюда альтернативных поставщиков, — заявил первый вице-губернатор Александр ПОТИЕВСКИЙ. — Мы примем все меры, чтобы разобраться в причинах роста и жёстко проверить обоснованность повышения цен».

К слову, бензин в новейшей истории Камчатки дешевел дважды. Первый раз в 2009 году, когда в мире бушевал финансовый кризис. Второй — осенью 2010-го, когда на полуостров приезжал Владимир Путин.

От гражданской позиции многое зависит. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Шанс на то, что стоимость бензина вновь снизится, есть и сегодня. Социальная напряжённость не нужна никому: ни власти, ни бизнесу. Не исключено, что чиновники и коммерсанты сумеют-таки найти компромисс — в своих интересах и в интересах Камчатки.

Решаться бензиновый вопрос, скорее всего, будет не в Петропавловске, а в Москве. Но это не значит, что жителям краевого центра отведена роль сторонних наблюдателей. От их гражданской позиции тоже многое зависит. Кстати, митинг против повышения цен должен состояться в конце апреля...

Смотрите также: