Примерное время чтения: 16 минут
1619

Избранные небом: Кто держит под контролем воздушное пространство Камчатки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ-Камчатка» 30/10/2013
Татьяна Боева / АиФ-Камчатка

Накануне знаменательной даты корреспондент «АиФ-Камчатки» побывал в самом сердце краевой аэронавигации — районном центре единой системы управления воздушным движением (РЦ ЕС УВД).

Невидимая нить

В одной из песен Владимира Высоцкого есть слова: «Они уже… и жизнью бы рискнули, чтобы не дать порвать, чтоб сохранить невидимую тоненькую нить, которую меж ними протянули…». Припав к монитору, испещрённому пунктирными линиями и точками, авиадиспетчеры держат в руках эти самые невидимые нити. А ещё эти люди соединяют с землёй тысячи жизней, находящихся далеко за облаками в самолётах…

В ответе за камчатское небо. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

– Для рядового авиапассажира главные действующие лица в полёте — командир воздушного судна и его экипаж. А ведь без огромной работы, которая стоит за подготовкой и обеспечением каждого полёта, без невидимой связи между авиадиспетчером на земле и экипажем лайнера в небе воздушное путешествие просто не состоится! — говорит заместитель руководителя «Камчатаэронавигации» Евгений Новожонов. — И, несмотря на постоянную модернизацию и автоматизацию аэронавигационного оборудования, ниточку «диспетчер — лётчик» никто не заменит! Хотите посмотреть, как они работают?Отказаться было трудно. И меня провели в святую святых — авиадиспетчерскую. 

Начальник службы движения «Камчатаэронавигации» Сергей Прокопенко начал разговор с вопроса:

– Кто такой авиадиспетчер? Представьте себе большой пассажирский самолёт — например, «Ил-96». При максимальной загрузке он берёт на борт 350 пассажиров плюс экипаж. И командир корабля отвечает за всех людей на борту. А диспетчер ведёт в небе одновременно 3, 5, 10 самолётов! Позволительная нагрузка на одного специалиста в течение часа — около 30 воздушных судов. Сравнили меру ответственности? Ошибки здесь недопустимы! Конечно, при такой нагрузке через каждый час работы положен 10–15-минутный отдых. За этим следят и старший диспетчер смены, и руководитель полётов, все — наиболее подготовленные профессионалы с высшим образованием по профилю и большим опытом работы. Все перемещения диспетчеров и всё, что здесь происходит, даже наш с вами разговор, фиксируются. Всего за сутки в диспетчерской работают пять смен — дневные и ночные.

Татьяна Боева, «АиФ-Камчатка»: — Но ведь ночью самолёты с Камчатки не летают?

– Наш аэродром, действительно, дневной. Но ведь мы работаем и по международным трассам. Всё воздушное пространство в России поделено на зоны. Например, самолёт из Анкориджа в страны Юго-Восточной Азии два часа и сорок минут летит через нашу зону, его ведёт соответственно наш диспетчер. Лайнер проходит несколько зон, и каждый диспетчер передаёт управление полётом своему коллеге: в Хабаровске, Якутске, Магадане и так далее. С иностранными экипажами — японцами, корейцами, китайцами, американцами — ведём переговоры на английском языке. За смену в диспетчерской на обслуживании бывает от 30 до 60 самолётов.

– Дело в том, что у нас очень протяжённая зона, много трасс — 12 международных, 17 российских и 9 местных воздушных линий, — пояснил начальник районного центра управления воздушным движением Андрей Вовк, показывая на карту Камчатки, разделенную на сектора. — Кроме того, есть и своя природная специфика — действующие вулканы, пепловые выбросы. При необходимости диспетчер направляет самолёт на другую трассу.

Святая святых — диспетчерская. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Зона ответственности

В смене — 11 диспетчеров. На каждом рабочем месте — особые стулья с упругой спинкой из… сетки, наподобие противомоскитной. Это для того, чтобы вспотевшая от напряжения спина не мешала диспетчеру — ему можно «приклеиваться» только к экрану монитора.  

– Да и не только спина потеет — бывает, весь мокрый сидишь! — улыбнулся в усы руководитель полётов Андрей Прокопенко.

…Высота полёта на языке авиадиспетчеров называется эшелоном. Есть эшелоны выгодные, на которые стремятся попасть все лётчики. Это можно сравнить со свободной загородной трассой, по которой едешь на машине с постоянной скоростью — при этом и расход топлива минимальный, и водитель не так напряжён. Так и в небе. Например, для тяжёлых самолётом типа «Боинг-777» и «Ил-96» выгодный эшелон — от 10 600 до 11 600 метров. Системой вертикального эшелонирования встречные самолёты разведены по высоте на 300 метров, поэтому столкнуться они в принципе не могут. Трассы пересекаются только во время набора высоты и снижения, и это самый ответственный момент для диспетчера. Как только самолёт занял свой эшелон, наступает самая безопасная часть полёта.

– У нас — самая большая в России зона ответственности: две с половиной тысячи километров. Сравните с Москвой — там до 200 километров всего. А в нашей зоне, например, японец на маленьком самолёте летит пять часов! Самолёты на Москву — 40 минут в нашей зоне, затем передаём их коллегам в Магадане и Якутске. Одновременно на экране могут быть до 20 самолётов! Например, сегодня ночью, с 21 до 9 часов утра в нашем секторе было 85 воздушных судов! — говорит Андрей Прокопенко.

«Руслан» над роддомом

…В практике работы Андрея Прокопенко были разные случаи, но один он не забудет никогда. Однажды ночью, в 1987 году, при сильном дожде и ветре из Елизова взлетел тяжёлый грузовой «Руслан», на борту которого, кроме 120 тонн груза, было ещё и 200 тонн топлива. Сразу после взлёта с гигантом случилась беда: отказали аэронавигационные приборы и один из двигателей. Андрей Витальевич был тогда старшим диспетчером смены и исполнял обязанности руководителя полётов. Связались с командиром «Руслана» и приняли решение возвращать лайнер в аэропорт. Лётчик стал заходить на посадку…

Небо под контролем. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

– Ночь, дождь, видимость близка к нулевой. Диспетчер в районном центре вёл самолёт на пульте, вроде всё шло нормально, но внезапно самолёт пропал с экрана локатора. И мы отправились на полосу. Светили себе фарами от автомобиля. И вдруг я увидел неоновый белый проблесковый маячок над Лысой сопкой — самолёт был очень низко и заходил на посадку над площадью Ленина, прямо над роддомом… В условиях плохой видимости и отсутствия показаний приборов лётчик принял уличные огни за освещение посадочной полосы и пристроился туда садиться. Я спокойно приказал пилоту: «Прекратить снижение! Срочный набор высоты!» Капитан выполнил команду немедленно и пошёл на второй круг. В аэропорту «Руслан» уже ждали и пожарная команда, и скорая. Всё обошлось…

Страшно представить, что бы случилось, если бы команда диспетчеров не среагировала — самый тяжёлый самолёт в мире мог снести половину Елизова… Позже за чёткие действия в аварийной ситуации и высокий профессионализм вся смена была награждена ведомственными наградами, а руководитель полёта удостоился звания «Отличник Аэрофлота».

Было и такое — однажды после того, как в небо взмыл «Ил-62», взявший курс на Москву, на взлётной полосе остались резиновые фрагменты шасси. Информацию передали московским диспетчерам. Осмотрели шасси в бинокли. И решили полёт продолжать — у лайнера этого класса 14 шасси, было повреждено лишь одно из них. Москва подготовилась как следует, и самолёт там сел благополучно.

Без сомнения в голосе

Средний возраст камчатских диспетчеров — около 45 лет. Но в последнее время штат пополнили и 12 молодых специалистов. Среди них — Екатерина Баравик.

Как выяснилось, тяга к авиации у этой тоненькой большеглазой девушки с модельной внешностью с детства: когда другие играли в куклы, она — только в стюардессу. Но мама в стюардессы единственную дочь не пустила. «В небе опасно! — сказала. — Сиди на земле!» И Катя поступила на факультет аэронавигации в Университет гражданской авиации Санкт-Петербурга.

-В смене, где сейчас работаю, я проходила практику со второго курса. А на третьем со мной здесь заключили контракт. Поэтому шла сюда осознанно: знала, куда, зачем и с кем буду работать. Меня здесь всё устраивает! И каждый день чему-то учит. А ответственность даже привлекает. Представляете, сколько в самолёте людей? Оборудование надёжное, но и от твоего слова многое зависит!

Екатерина Баравик мечтала стать стюардессой, а стала диспетчером. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Что давалось сложнее всего? Удалить девичью писклявость из голоса. «Говори уверенно, чётко! — учили меня коллеги. — Лётчик не должен слышать сомнения в голосе!» И я тренировалась много раз, проговаривая для себя на разные лады одни и те же фразы. В критической ситуации пилот должен на тебя опереться, чувствовать, что ты знаешь, как быть. Эта незыблемая, спокойная уверенность и должна быть в интонации диспетчера.

Недавно летел самолёт из Токио — в ночь, когда начал извергаться Ключевской вулкан. Пилоты доложили, что видят столб пепла, и попросили разрешения отклониться от трассы. Я оценила обстановку, согласовала с ПВО и приняла решение — разрешить полёт с отклонением на 30 градусов левее, параллельным курсом. Лайнер благополучно облетел вулкан и продолжил путь в своём эшелоне. Следующим бортам мы уже сообщили информацию об извержении и скорректировали курс. Такое бывает у нас нередко — ведь поведение вулканов предсказать трудно. Как и внезапную турбулентность, и градовые тучи по курсу, когда пилоты запрашивают другой эшелон, чтобы обойти грозовой фронт. И каждый раз оцениваешь ситуацию по всем параметрам, в комплексе, учитывая и перемещения всех самолётов, и пересечения воздушных трасс.

– Каким же должен быть характер с такой работой?

– По гороскопу я Дева — это знак педантичных и ответственных даже в мелочах людей, поэтому с точки зрения астрологии всё совпадает, — смеётся Катя. — А качества характера, которые здесь необходимы, — это ответственность, усидчивость, способность концентрировать внимание, дисциплинированность. И, конечно, способность анализировать обстановку и быстро принимать решение.

От рыбака до шейха

Кто только не летает сегодня в камчатском небе! Рыбаки, газовики, геологи, экологи, медики — на самолётах и вертолётах малой авиации. Отпускники — на больших лайнерах разных авиакомпаний. Международные перелёты — отдельное звено. Есть в службе районного центра ОрВД и диспетчер-оператор, отменно владеющий английским.– Дело в том, что в ситуации сбоя нормальных параметров полёта пилот в состоянии стресса может перейти на сленг, глотать буквы или использовать словесные сокращения — и здесь мы приходим на помощь коллегам, — рассказывает Ольга Медведева, которая пришла на свою должность в 1986 году, окончив институт иностранных языков. — Руководитель полётов сказал мне тогда: «Сто пятьдесят лет сидеть будешь здесь, и ни один иностранный самолёт не прилетит!» Камчатка в то время была закрытой зоной. Но уже в 1987-м первый технический пробный рейс совершил американский «Боинг», а первый, тоже американский, самолёт «Дельта» прошёл по международной трассе «Камчатка-1» в июле 1993 года. Сегодня в нашей зоне за день пролетают десятки иностранных самолётов. Немало бывает и VIP-персон: недавно прилетал на охоту шейх из Арабских Эмиратов. Вот вам и сто пятьдесят лет!

Конечно, только особенностями перевода в сложных ситуациях наши обязанности не ограничиваются. Все данные о каждом самолёте мы заносим в журналы. Вот посмотрите: за сутки 20 октября в нашей зоне пролетел 61 международный рейс, 21 октября — 56. А всего с начала этого года камчатское пространство пересекло 6 667 иностранных бортов!

…Как-то госкорпорация ОрВД провела эксперимент: набрали в университет гражданской авиации выпускников факультета иностранных языков, для подготовки авиадиспетчеров. Дело в том, что по современным требованиям допуск к ведению полётов на международных трассах получают только те, кто владеет четвёртым уровнем знания английского языка по шкале ИКАО. Если диспетчер такого сертификата не имеет, он может работать только на местных трассах. Через год больше половины новоиспечённых диспетчеров с крутым английским ушли из профессии, не выдержав испытания международным небом… А опытные профессионалы «Камчатаэронавигации», не заканчивавшие инязов, постоянно совершенствуют знание английского. И справляются с работой успешно — видимо, не только они выбрали свою долю, но и небо тоже выбрало их.

Станислав Ли на рабочем месте. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Ими гордится предприятие

В «Камчатаэронавигации» работают несколько династий профессионалов, специалистов управления воздушным движением. Основатель самой большой из них — Александр Яковлевич СОТОВ. Сын Евгений — главный специалист отдела ОрВД, внук Александр и его жена Ирина — авиадиспетчеры. Авиадиспетчерами являются и ещё двое членов большой семьи.

Николай Владимирович МОСКАЛЕНКО, старейший авиадиспетчер предприятия, работает в отрасли с 1972 года, после окончания Кировоградского лётно-штурманского училища гражданской авиации. Сейчас Николай Владимирович — старший диспетчер группы обеспечения планирования воздушного движения. Его сын Захар и дочь Татьяна — тоже авиадиспетчеры.

КСТАТИ
К профессиональному празднику более 40 работников филиала «Камчатаэронавигация» поощрены министерскими наградами — нагрудными знаками отличия «За безаварийное УВД». 40 специалистов службы движения награждены денежными премиями от руководства филиала.
У диспетчера-инструктора Николая Ивановича ВЕНЕДЮХИНА, насчитывающего рабочий стаж с 1973 года, сын Александр тоже пошёл по стопам отца — окончил Красноярский авиатехнический колледж гражданской авиации, работает вместе с отцом. Как и зять — муж младшей дочери, диспетчер Сергей Жеребцов.

Четвёртая династия берёт начало от Ивана Макаровича МИЩЕНКО, прошедшего путь от диспетчера и руководителя полётов до начальника отдела инспекции по безопасности воздушного движения. Его младший сын Евгений — тоже авиадиспетчер, окончил Академию гражданской авиации в г.Санкт-Петербурге и продолжает совершенствовать профессиональные навыки. 

Ветераны — авиадиспетчеры Камчатского неба

Александр Сотов, Владимир Дьяченко, Николай Нелюбин, Виктор Вахтин, Николай Кадачиков, Валерий Верещако, Валентин Кондрашин, Борис Щенников, Иван Швыдкин, Геннадий Туртаев, Алексей Унчиков, Сергей Галанцев и другие.

СПРАВКА

Организация воздушного движения Камчатского региона входит в Единую систему ОрВД России. В зоне ответственности Петропавловск-Камчатского РЦ ЕС ОрВД расположены: аэродром совместного базирования федерального значения Петропавловск-Камчатский, двенадцать аэродромов малой воздушной авиации, три аэродрома государственной авиации.

В состав филиала «Камчатаэронавигация» входят служба движения Петропавловск-Камчатский и десять центров и отделений ОВД.

«Камчатаэронавигация» обеспечивает обслуживание воздушного движения на 20 международных и 16 внутренних воздушных трассах на всех высотах.

В штате более 200 высококвалифицированных инженеров и техников по радиотехническим специальностям, 120 специалистов службы управления воздушным движением — авиадиспетчеров, все только со средним специальным и высшим профессиональным образованием. Из них 55 специалистов имеют сертификат 4-го уровня владения английским языком.

В филиале «Камчатаэронавигация» трудятся около ста сотрудников, отмеченных государственными и ведомственными наградами, знаками «Отличник воздушного транспорта». Плюснин А. П., начальник отдела информационных технологий, является почётным работником транспорта РФ, а начальнику службы ЭРТОС Петропавловск-Камчатского С. А. Ульянову-Шатовалову в 2007 году было присвоено звание «Заслуженный работник связи РФ». Многие специалисты филиала имеют стаж работы по своей профессии 30 и более лет.

Директор филиала «Камчатаэронавигация» Александр Николаевич Смирнов возглавляет предприятие со дня его основания. Прошёл все ступени профессионального роста от рядового диспетчера, стаж работы в отрасли — 40 лет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах