Конструируя в своём воображении ставшие знаменитыми «Русские сезоны», Дягилев не представлял эти театральные действа в деталях, но был точно уверен, какими именно они будут, и был абсолютно убеждён, что они непременно шокируют, восхитят и поразят зарубежную публику.
В таком случае востребованными стали бы самые продвинутые хореографы, ярчайшие танцоры и, конечно, художники, способные сотворить доселе небывалые костюмы и декорации. Благодаря маячившему за окнами «Серебряному веку» Сергей Павлович располагал широчайшим спектром смелых художников, способных легко переключаться с церковной росписи на журнальный графон или с иллюстраций камерного формата – на театральные декорации эпических масштабов. И настолько ослепительными бывали эти шедевры, что живописная основа порой создавала сам образ действа, превращая актёра в подвижную часть сценического антуража.
Гонка на собачьих упряжках «Берингия» уже давно вышла за региональные рамки, став «Камчатским сезоном» федерального масштаба с мировой известностью. Это по-прежнему дань памяти «Человеку Севера» и его четвероногим братьям, это всё ещё гонка на выносливость – а иногда и на выживание – с её обнажением лучших качеств души каюра, с преодолением вызова суровой природы, с осознанием бескрайности просторов, среди которых живёшь. И с неизбежным финалом – закономерным, порой драматичным, но неизменно триумфальным.
Тридцать лет спустя
Мы познакомились с командором гонки Александром Печенем году так в девяносто девятом, – рассказывает директор рекламно-полиграфической фирмы «Щорс!» Владимир Сальков. – И сразу начали сотрудничество – первым делом изготовили для него флаг «Берингии», используя доступные по тем временам средства – краски, трафареты… Потом Саша обратился к нам снова, и в итоге наша совместная работа обернулась успешным многолетним проектом. Естественно, в своей трудовой поддержке гонки мы далеко не одиноки – этот праздник с самого начала 90-х всегда притягивал профессионалов высокого класса из самых разных сфер деятельности.
Но в те времена финансирование «Берингии» было исключительно вопросом спонсорской поддержки, экономить на всём приходилось жёстко, и зачастую мы изготавливали плакаты, наклейки и другую продукцию за чисто символическую плату, а порой – просто безвозмездно. Но по сей день грамоты, полученные тогда от Саши и его соратников, – одни из самых ценных экспонатов на стене славы нашего предприятия!
С 2013 года «Берингия» под эгидой Правительства Камчатского края вышла на качественно иной уровень организации, получив не только региональный, но и федеральный статус – и благодаря этому и оформление, и проведение праздника стало действительно ярким событием в культурном календаре России. Достаточно вспомнить, что в ряду шоуменов и комментаторов гонки в своё время отметились Дмитрий Губерниев и Валдис Пельш – знаковые медиа-фигуры… Одним словом, теперь это северная жемчужина в российском событийном ожерелье.
- Как сработали в этом году?
- Всё как обычно. Позвонили представители организаторов, спросили – вы готовы? Мы ответили: да, как всегда. Режиссёр-постановщик прислал проект визуального оформления гонки, и дело стало за малым – воплотить идею в жизнь с помощью современных технологий. Срастить замысел и реальность. Ведь художник в своём воображении видит всё так, как замыслил, но всегда есть существенные расхождения с тем, как это будет выглядеть наяву. И уже который год мы всегда делаем всё максимально практичным, удобным и – соответствующим первоначальному замыслу.
Например, в прошлом сезоне мы получили заказ на декорации, закрывавшие домики вдоль стартовой трассы. Художник перед монитором рассуждает так: раз все эти домики разного размера – значит, и кулисы будут разными. Но, преследуя цель сохранения пропорционального и стилевого единства, мы сделали все кулисы одинаковыми – и, по мнению организаторов, абсолютно уместно.
Но в этом году получили от того же специалиста… тот же самый разномастный, разноразмерный макет! Однако мы работаем с ним уже не первый раз: сотрудничали в подготовке отчётной конференции губернатора Камчатского края, где тоже были вынуждены видоизменить предложенную концепцию, исходя из реалий, – и даже самому её автору наш резон пришёлся по душе. Как, собственно, и сейчас – на «Берингии-2023».
Генеральный заказчик – Правительство края – снова оценил нашу работу на «отлично». Это чрезвычайно нас радует. Полный объём проведённых всеми привлечёнными подрядчиками работ отдельным умом охватить почти невозможно, и наш вклад – лишь малая толика в общем деле. Праздник создала и провела команда профессионалов высшего разряда – сценаристов, постановщиков, звукачей, осветителей, творческих коллективов… И в общем ряду с ними – мы, декораторы. Скромная, но немаловажная часть единого мощного коллектива.
– Где пришлось потрудиться географически?
– Работали на двух площадках – в селе Эссо, где традиционно стартует главная гонка, и на «Елизовском спринте». Но, помимо этих важных точек, создали декорации для оформления «Снежного пути» на лыжной базе «Лесная», монтировал их на месте уже сам наш заказчик.
Работа выдалась не из лёгких: ведь Эссо – наш местный «полюс холода», и ребятам приходилось монтировать декорации день напролёт на тридцатиградусном морозе. Но понимание общей задачи и достойная оплата столь тяжёлого труда – неотъемлемые части успеха профессионалов «Щорса!». Плюс способность к работе в суровых климатических условиях, характерная вообще для множества живущих в России специалистов.
- В сравнении с прошлыми сезонами работать стало проще или сложнее?
- Не могу сказать, что задачи по оформлению мероприятий регионального и федерального уровней, которые ставят перед нами организаторы, становятся сложнее год от года вместе с ростом технологий. Скорее, они даже упрощаются – и в том числе в связи с некоторыми изменениями в финансировании.
Сегодня становится сложнее придумать что-то, чего не было в предыдущие годы: например, несколько лет назад мы построили кулисы шестьдесят метров длиной и шесть метров высотой. Сегодня на такой размах денег никто не даст. И всё же, независимо от масштабов проекта, мы воплощаем его в реальность с максимальным качеством. Чему и рады.
В мир технологий будущего
- Не так давно удалось усилить наш технопарк доселе невиданным на Камчатке специальным оборудованием нового поколения. Первая новинка – лазерно-гравировочный комплекс. Очень серьёзная машина, которая позволит нам работать с различными металлами при изготовлении сувенирной продукции – значков, памятных табличек, магнитов и прочего, – а также ювелирных изделий. Этот агрегат лазерным лучом наносит сверхкачественное изображение на металлические поверхности.
Вторая приобретённая нами машина – планшетный плоттер – предназначена для выпуска небольших тиражей упаковочных коробок для любого вида продукции. Материалы – картон, гофра, микрофиброкартон, и плоттер справляется с ними на раз.
До недавнего времени такая упаковка либо изготавливалась сложным и дорогим вырубным способом, требующим больших тиражей, окупающих такие трудозатраты, либо доставлялась на полуостров, пройдя сложную производственную цепочку. Но теперь у нас есть замечательный станок, способный выпускать сравнительно небольшие тиражи высокого качества – от пятисот единиц до одной штуки.
И для заказчика это в корне решает проблему вынужденно объёмной тиражности: мы уходим от создания заготовки стоимостью 20 тысяч рублей к электронному макету коробки, которую уже через несколько секунд плоттер с помощью нескольких инструментов начинает перфорировать либо биговать, вырезает её и превращает в трёхмерное изделие из соответствующего материала.
Несмотря на все сложности со снабжением материалами, оборудованием и запчастями, с поиском новых поставщиков, в том числе и прямых зарубежных, предприятие работает с прибылью. Да, было время, когда за рубеж мы даже и не смотрели, вполне обходясь услугами дистрибьюторов на территории страны. Но теперь выходим на тех, кто находится максимально близко к производителям – и потому итоговая наценка на товар минимальна.
Это удлиняет логистическое плечо с недели до двух месяцев (и больше), но оно того стоит. Например, совсем недавно приобрели у производителя комплектующие к принтеру в пять раз дешевле тех, что предлагают его московские представители. Это огромная разница. И потому выросшие сроки доставки за счёт такого выгодного сотрудничества всё равно позволяют с лихвой обогнать инфляционную составляющую и избежать других не очень приятных рабочих моментов.
Мало того: подобная экономия позволяет нам сохранить цены для наших дорогих заказчиков в почти неизменном виде – иначе при использовании нами материалов с пятикратной накруткой они пострадают первыми. Да и на пополнении инвестиционного портфеля такой подход отражается не в последнюю очередь.