Петропавловск-Камчатский, 30 января — АиФ-Камчатка. Открытое письмо направило Управление антимонопольной службы по Камчатскому краю полпреду президента Юрию Трутневу. Поводом для его написания стала жестокая критика, которой полпред подверг Управление в ходе своего визита на полуостров.
В ходе двухдневного визита на Камчатку, 27-28 января, заместитель председателя правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев подверг жёсткой критике Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю и его руководство.
Сегодня, 30 января, краевое Управление антимонопольной службы направило Юрию Трутневу открытое письмо, в котором перекладывает ответственность за высокие цены в крае на региональные власти. В письме, в частности, сообщается:
«Уважаемый Юрий Петрович!
28 января на совещании в здании Правительства Камчатского края Вы публично обвинили коллектив Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю в лице её руководителя в бездействии по фактам высоких цен в регионе на нефтепродукты, жильё, строительные материалы, лекарственные средства, услуги в морском порту, в отсутствии конкурентных рынков в данных отраслях, а также высказали предположение о возможной коррупционности работников управления, дав поручение соответствующим органам осуществить проверку.
Мы готовы представить доказательства своей реальной работы по этим направлениям, в рамках имеющихся у нас полномочий готовы показать бездеятельность исполнительной власти региона по решению проблем, ответственность за которые Вы почему-то переложили на плечи антимонопольного органа.
Приведем лишь некоторые примеры.
1. Ещё в 2008 году Камчатское УФАС России провело проверку по поводу несоизмеримо высокой платы за услуги транспортной обработки грузов в морском порту г. Петропавловска-Камчатского по сравнению с другими морскими портами Дальнего Востока. Такие «тарифы» морского порта, в конечном счёте, отражались на ценах завозимой в регион продукции производственно-технического назначения и продуктов питания. По результатам данной проверки антимонопольный орган поставил под сомнение экономическую обоснованность тарифов на погрузочно¬разгрузочные работы, установленных для ОАО «ПКМТП» в 2001 году МАП России.
Основаниями указанных сомнений явилась существенная разница в действующих тарифах на погрузочно-разгрузочные работы в ОАО «ПКМТП» по сравнению с другими морскими портами Дальнего Востока, применяемых тарифов, утверждённых ФСТ России (к примеру, с морским портом Магадана разница составляла более чем 5 раз), а также в связи с наличием в схеме переработки грузов на территории морского порта посредника в лице ООО «Владкам». При этом ОАО «ПКМПТ» самостоятельной инициативы по обращению в ФСТ о пересмотре тарифов не проявляет до настоящего времени, так как его деятельность на протяжении всего периода действия тарифов является финансово-устойчивой и прибыльной.
Мы направляли аналитическую записку в адрес тогда еще действующего губернатора Камчатского края Кузьмицкого А.А., предлагали обратиться в ФСТ России о проведении ревизии экономической обоснованности тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, установленные для ОАО «ПКМТП», поскольку сами не обладаем полномочиями по вопросам обращения в органы регулирования о пересмотре тарифов. Никаких действий от региональной власти тогда не последовало. Хотя только и требовалось, что направить обращение в ФСТ России для последующего возможного снижения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы.
2. Мы неоднократно обращали внимание Правительства Камчатского края на то, что законодательство Российской Федерации позволяет регулировать ценообразование, в частности, на нефтепродукты, поставляемые на территорию региона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 287 «О внесении изменений в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» в перечень таких районов включены все районы и населённые пункты Камчатского края. Согласно Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
До настоящего времени указанное право в отношении реализации нефтепродуктов в регионе органом исполнительной власти Камчатского края почему-то не используется. Хотя это могло бы привести к снижению цен на поставляемые нефтепродукты.
3. Министерство экономического развития Камчатского края ежегодно своим приказом утверждает среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Так, в июле 2013 года средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья утверждена в размере на 40% выше, чем была в 4 квартале 2012 года. С чем связан такой рост? Почему по вопросам высокой стоимости жилья и строительных материалов в регионе Вы возлагаете ответственность на антимонопольный орган, а не на региональные органы государственной власти?
4. В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан контролировать акты и действия органов власти и управления, ограничивающих конкуренцию. Тогда как общероссийский показатель по количеству выявленных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и управления снижается, в Камчатском крае он остается стабильно высоким.
11 декабря 2013 года Камчатским УФАС России было вынесено решение по делу о признании Администрации Елизовского муниципального района, Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края, Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, муниципального бюджетного учреждения «Пассажирские автоперевозки» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции», путем заключения соглашений при приобретении в муниципальную собственность нежилых помещений общей площадью 531,4 кв.м, в административном здании по адресу г. Елизово, ул. Ленина, 24, за 31 000 000 рублей с целью размещения органов местного самоуправления и общественных организаций.
В ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства Камчатским УФАС России в отношении Губернатора Камчатского края было возбуждено дело об административном правонарушении и затем вынесено постановление о назначении Губернатору Камчатского края административного наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
При рассмотрении одного из антимонопольных дел мы смогли получить от региональных властей реестр имущества, находящегося в государственной собственности Камчатского края лишь прибегнув к помощи прокуратуры. Знакомство с этим документом позволяет сделать вывод о том, что экономика Камчатского края крайне монополизирована. Одними из основных монополистов являются региональный орган власти, решающий многие социально-экономические проблемы через созданные ими государственные учреждения и предприятия (более 200), а также муниципальные органы власти через созданные ими, в свою очередь, муниципальные учреждения и предприятия, финансируемые из всё более и более дотационных краевого и муниципальных бюджетов. Сами органы власти, вместо того, чтобы быть контролёром и обеспечивать равные правила игры, становятся непосредственными участниками конкурентной борьбы. С такими участниками, обеспеченными бюджетными ресурсами, конкурировать частному бизнесу в большинстве случаев оказывается бесполезно.
Вы говорите об отсутствии конкурентных рынков, наличии большого количества административных барьеров. Но барьеры эти создаёт не антимонопольный орган, а региональная власть!
Складывается впечатление, что антимонопольный орган в нашем регионе — это орган для битья, на который можно переложить всю ответственность за бездействие региональных властей. При этом почему-то забывается об оплате труда сотрудников нашего управления. Средняя заработная плата специалистов управления сопоставима с оплатой труда продавцов в регионе и в 2 раза ниже, чем у региональных государственных и муниципальных служащих.
Уважаемый Юрий Петрович, Вы отказались встретиться с руководителем нашего управления, услышать о реальном положении дел, мнение антимонопольного органа о высказанных Вами проблемах и ответственных за их решение органов, наше видение социально-экономической ситуации в Камчатском крае.
Мы готовы к любой проверке со стороны как вышестоящих, так и правоохранительных органов, наша деятельность открыта для общества, в том числе для средств массовой информации».