Нужны ли государству пенсионеры?
4 февраля в шесть утра у меня заработало радио. Как и каждый день, сначала прозвучал гимн, а потом — новости. Диктор поведал землякам о том, что с 10 февраля на Камчатке увеличится прожиточный минимум. Для работающих граждан он составит 13 984 рубля, для детей – 12 886 рублей. «А пенсионерам хватит 11 056 рублей!» — весело сказал диктор.
В этот день во многих общественных местах старики это обсуждали. На почте, в ожидании очереди, две пенсионерки обменивались новостями.
– Слыхала по радио? С какой насмешкой говорили про минимум для пенсионеров?
– А я думала, это только мне так показалось! Да, видимо, ждут не дождутся, чтобы мы поскорее отправились в мир иной. Зажились на этом свете, мы государству — обуза!
Мужчина, сидевший рядом, «подбодрил» пенсионерок: «Не теряйте мужества, бабульки, худшее ещё впереди!»
В поликлинике, тоже в очереди, другие две бабушки, бывший работник Института вулканологии и бывший преподаватель медучилища, вспоминали 60–70-е годы, когда Камчатка была ещё закрытым регионом: хорошие заработки, прекрасное снабжение. Многие студенты с красным дипломом выбирали Камчатку на распределении и не жалели об этом. И регион наполнялся молодыми, деятельными, честными, ответственными специалистами во всех отраслях. Вспоминали старушки, как в пургу горожане добирались на работу пешком, но зато в любую погоду всё работало: почта, магазины, столовые, сберкассы…
Вспомнили и 90-е годы, когда натерпелись всякого: задержек пенсий и зарплат, сгорания от инфляции всех своих сбережений. Тогда они брались за любую работу, помогали близким как могли, воспитывали детей и внуков. Как состарились — стали не нужны государству. «Многих уже Бог прибрал, — сетовали пожилые женщины, — а какие люди были!»
А ещё говорили, что диктор, усмехнувшийся над суммой прожиточного минимума для пенсионеров, тоже когда-то состарится. И тоже станет ненужным не только на своей работе, но и в обществе — если такое положение вещей сохранится и дальше.