Ранимый главный герой и харизматичный Гастон из «Красавицы и Чудовища», тонко чувствующий Сэм и запутавшийся Карл из «Привидения», загадочный фантом и аристократичный Рауль из «Призрака Оперы»… Сложно представить, что таких разных персонажей может мастерски воплотить один человек.
Солист Камчатской хоровой капеллы им. Е. Морозова, артист московских мюзиклов, лауреат Международных конкурсов Иван РАК рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка» о своём насыщенном творческом пути.
Нотная грамота
Первое образование Ивана далеко от искусства – предполагалось, что специальность «ремонт и техническая эксплуатация холодильно-морозильных установок» обеспечит молодому человеку стабильное будущее. Но увлечение музыкой взяло верх – ещё в подростковом возрасте он начал петь в одной из камчатских команд КВН и остановиться уже не смог.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Иван, руководитель Камчатской хоровой капеллы Василий Князев рассказывал, что вам удалось поступить в колледж искусств без музыкальной школы за спиной и в дальнейшем достигнуть хороших профессиональных результатов. А что вы думаете о необходимости образования для артиста?
Иван Рак: Я действительно не учился в музыкальной школе, но поступил на вокальное отделение. Мне кажется, нельзя ограничивать человека в желании петь, когда есть способности и стремление – в училище или колледж можно брать. Не всех же в детстве отдают в музыкальную школу.
Но, чтобы работать профессионально, я считаю, полноценное музыкальное образование необходимо. Конечно, бывают исключения – когда я работал в театре Москвы, познакомился со многими актёрами – выпускниками специальности «Музыкальный театр». И не все из них знают нотную грамоту – дело в том, что её преподают в театральных учебных заведениях, но основной акцент делают всё-таки на актёрской базе, на хореографии. Да, там, естественно, поют, но читать с листа (Исполнение незнакомого произведения по его нотной записи без предварительного разучивания. Прим. ред.) могут не все.
– У вас есть опыт работы в столице, вы исполняли роли в громких постановках компании «Стейдж Энтертейнмент»… Почему решили вернуться на Камчатку?
– Когда я учился в Московской академии хорового искусства, мой однокурсник и друг, Игорь Морозов, увидел в одной из социальных сетей объявление о наборе артистов в мюзикл «Красавица и Чудовище». Решил попробовать, даже не зная, какая компания за этим стоит. Если честно, сначала не отнёсся к этому серьёзно. Пришёл на кастинг в бесстрашном настроении, даже немного нахальном. Кстати, наглость, в хорошем понимании этого слова, то есть уверенность – нужное качество для артиста. Но не самоуверенность: оценивать себя нужно адекватно. Поэтому внутреннее волнение у меня всё-таки присутствовало, и это хорошо. Кастинг прошёл, предложили поучаствовать, и следующие несколько лет я работал в этом направлении. Театр стал для меня счастливым опытом. И когда меня спрашивают: «Стоит ли уезжать в большой город?», я всегда отвечаю: «Да, если у вас есть цель, пробуйте!».
Но в определённый момент мне стало не хватать Камчатки, как и разнообразия. Театр со временем превращается в рутину. А я очень люблю петь, есть желание часто и много выступать на концертах, давать собственные, а подобная работа всё-таки ограничивает.
А на Камчатке – простор. Мне нравится публика, у меня есть свой зритель. И когда мне говорят: «У вас такие способности, почему вы работаете здесь», я, честно говоря, удивляюсь. Разве людям всё равно, что происходит в регионе? Уверен, что нет.
Одолжение без уважения
– Слушаете ли вы музыку в повседневной жизни? Может, любимое направление есть?
– Да, слушаю и люблю абсолютно разную музыку. Тронуть душу может, что угодно – и классика, и джаз, и рэп. Всё зависит от подачи. В музыке нельзя утверждать, это хорошо, а это – ужасно. Границ нет. И я не приверженец того, что всегда нужно слушать что-то одно. По мне, «плохо» – это когда непрофессионально. Остальное – дело вкуса.
Я и пою в разных жанрах – как в академическом, так и в эстрадном. Говорят, что на двух стульях усидеть невозможно, однако я с этим не согласен. Просто необходимо грамотно распределять своё время и правильно оценивать себя. Конечно, если относиться ко всему поверхностно, ничего не выйдет. Нужно ставить перед собой цели и много работать для достижения каждой из них.
– Чтобы дойти до идеального результата? Или это невозможно?
– Музыканты всегда стремятся к идеалу, но понимают, что это невыполнимая задача. Мы всё время меняемся, как и наш голос по разным причинам. Поэтому главная задача вокалиста – научиться подстраиваться под эти изменения, находить варианты, при которых независимо от того, что происходит с организмом, выдавать хороший результат.
Зрители ни в коем случае не должны понимать, если что-то идёт не так. В ином случае артист словно делает одолжение публике, и я не уважаю таких людей. Не понимаю, зачем тогда вообще выступать?
Азарт в глазах
– Талант – это один, максимум, два процента, составляющих успешного музыканта, – считает артист. – Остальное – сложнейший труд. Если, допустим, спортсмен может разбежаться и далеко прыгнуть, то дальнейшие занятия помогут ему становиться только успешнее, он начнёт ставить новые рекорды. Но если он откажется от тренировок, то и уровень останется прежним или даже ухудшится. Зато его обгонит другой спортсмен, который изначально показывал не такие хорошие результаты, но упорно трудился.
Так и в музыке. Талант без работы над собой не стоит ничего, и это нужно понимать каждому, кто желает достичь успеха. Человек сам определяет, стоит ли ему тратить время и силы на музыкальную профессию. Она ведь очень сложная и совсем не всегда выгодная. Требует затраты ресурсов.
– Иван, недавно вы стали преподавателем студии мюзикла в Центре развития художественного творчества детей и молодёжи «Рассветы Камчатки». Как вам в роли педагога? И строгий ли отбор?
– Я всегда провожу прослушивание, проверяю, есть ли у человека голос, и попадает ли он в ноты на примитивном уровне. Не менее важны его желание, работоспособность и азарт в глазах. А то возьмёшь человека, а ему это, оказывается, не особо и нужно.
Преподавательская практика нова для меня, порой, мне даже бывает страшно. Однако я в этом вопросе честен и перед самим собой, и перед всеми учениками – ребят, которые приходят ко мне заниматься, сразу предупреждаю о том, что не смогу уделять каждому из них слишком много времени, как это было бы, будь я педагогом в колледже искусств, например. Я ведь рассматривал и такой вариант, но понял, что пока мне это не подходит, поскольку сейчас я сам действующий артист, работы много.
На занятиях мы выкладываемся, конечно, по полной. Я пытаюсь донести до своих учеников, что с уроков надо выносить максимум. А дальше всё зависит от человека. Заставлять учиться музыке нельзя, поэтому я работаю с теми, у которых есть стремление. И понимаю, что всё не зря, когда замечаю, как человек заражается музыкой, и вижу его горящие глаза. Сам всегда подхватываю подобное настроение.