Случайно пойманные или давно любимые радиостанции, молниеносное такси или переполненный рейсовый автобус, шумная улица или до дыр затёртый карманный плеер – музыка на любой вкус сопровождает нас повсюду. Но для некоторых людей она не просто создаёт приятный фон мыслям и делам, а является постоянной и беспрекословной частью жизни.
- Это невероятно смешная история, меня ведь даже не собирались отдавать в музыкальную школу, – вспоминает о начале своего творческого пути художественный руководитель и дирижёр Камчатской хоровой капеллы имени Евгения Морозова Василий Князев. – Сначала мой старший брат прозанимался там всего полгода, а потом предпочёл волейбольную секцию, поэтому со мной подобных попыток делать уже не хотели. Я учился в третьем классе, когда увидел отчётный концерт музыкальной школы и понял, что мне срочно нужно туда попасть. Проревел дома две ночи, но своего добился. Начал учиться.
Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: И ни разу не хотели бросить?
Василий Князев: Нет, никогда. Нормальные дети обычно бегают и в футбол играют, а мне ничего не было нужно кроме рояля. Сажусь, открываю ноты и полностью погружаюсь в процесс. В такие моменты мне казалось, что ничего интереснее на всём белом свете нет и быть не может.
Не случайный путь
- Василий Юрьевич, вы уже тогда поняли, что хотите работать в музыкальной сфере?
- Когда я окончил девять классов, и пришло время выбирать дальнейшее место обучения, моя семья посчитала, что музыкант – это слишком неденежная профессия для мужчины и отправили меня учиться на электрика. Особо не сопротивлялся, потому что всерьёз рассматривал этот вариант. Я хорошо знал физику, а как-то во время летних каникул даже подрабатывал на заводе, поэтому знал, что представляет профессия.
Рос я в Кировской области, вот и поступать поехал в Киров. И тут свою роль сыграл его величество случай. Я плохо ориентировался в городе, мне только объяснили, что я смогу добраться до нужного учебного заведения, если сяду на «тройку» и проеду пять остановок. При этом забыли упомянуть, что ехать нужно именно на троллейбусе. Вот я, не задумываясь и не сомневаясь, зашёл вместо троллейбуса в автобус № 3. А он привёз меня прямо к Кировскому колледжу музыкального искусства. Тогда я понял, что это судьба. Музыкальную школу я окончил параллельно с общеобразовательной, и программа для поступления у меня фактически была готова. Прослушав меня, педагоги посоветовали выбрать специальность «Хоровое дирижирование». До этого времени я никогда не задумывался именно об этой профессии, но учиться понравилось. После продолжил заниматься любимым делом уже в Московской консерватории. И ни разу не разочаровался в таком, казалось бы, случайном пути.
- Как же формировался ваш музыкальный вкус? Мало кто в подростковом возрасте слушает исключительно классику…
- В школьные годы я обожал, да и сейчас продолжаю любить металл. Носил широкую цепь на брюках, рвался к электрогитаре, в общем, всё, как полагается. Кстати, музыкальную школу я окончил и как гитарист, и как пианист. Но, если честно, по-настоящему играть на гитаре я так и не научился. Этот инструмент был интересен мне только в качестве аккомпанемента. Мы собирались с такими же ребятами-металлюгами, играли разные музыкальные темы и пели – прямо орали как ненормальные. Всё потому что лидер рок-группы «Ария» Кипелов поёт высоко, и нам, конечно, нужно было так же.
Уже в училище мне объяснили, что не громкость определяет качество. Хочу отметить, что абсолютно все педагоги, у которых я когда-либо занимался – это потрясающие люди и мастера. В этом мне очень повезло.
А все песни «Арии» я до сих пор знаю наизусть. Кипелов, Маврин – мне кажется, они хорошо поют и здорово делают свою работу. Эти исполнители думают над аранжировками, подают захватывающую музыку, которая близка мне. Ещё всегда нравились «Битлз», считаю, что у Джона Леннона самая искренняя музыка.
Однако даже когда я был подростком и заслушивался роком, мне как будто всё время чего-то не хватало. Искомое я находил в классической музыке. С самого первого в жизни прослушивания композиции Моцарта «Реквием», я почувствовал, насколько великое искусство недостижимо. И эта эмоция не способна иссякнуть.
Без «нафталина»
- Сегодня вы часто слушаете какие-то композиции в повседневной жизни, не касающейся работы?
- Слушаю постоянно, но даже не могу выделить что-то определённое. Дело в том, что когда учишься понимать искусство, обычный потребительский интерес в какой-то момент пропадает. Ты начинаешь копаться в композициях, выискивать новые находки и уделять внимание технической стороне. Конечно, я слушаю много хоровой музыки, потому что ухо имеет свойство «замыливаться», особенно когда долго работаешь с одним коллективом. Но мой плейлист включает в себя донельзя разную музыку, сразу после композиции Пуччини может заиграть группа «Би-2», а потом Иоганеса Брамса, немецкого композитора периода романтизма, может сменить Майкл Джексон. И с этим я живу в режиме нон-стоп, наушники всегда со мной.
- На своей странице «ВКонтакте» вы написали, что ваша любимая музыка – это «та, что не нафталин». Что в таком случае является «нафталином»?
- Музыка, у которой нет будущего. И та, в которой мало идеи. Важно понимать, что качественное произведение может и должно быть оригинальным. Да, совсем не факт, что оно будет нравиться абсолютно всем, но интересная гармония всегда будет поднимать композицию над примитивом. При этом совсем не важно, говорим мы о произведении Иоганна Себастьяна Баха или новой песне Адама Левина. Я убеждён в том, что музыка, в которой заложена идея, будет вечной.
Поняли друг друга
- Василий Юрьевич, как началась ваша работа в Камчатской хоровой капелле?
- Я работал в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац в Москве. До 2017 года я никогда не бывал на Камчатке, но ещё во время учёбы в консерватории подружился с Алексеем Бобельнюком, сейчас он известный местный пианист. В общежитии наши комнаты были рядом. Именно Лёша позвонил мне, сообщил о том, что здесь случилась серьёзная беда: не стало замечательного и уникальнейшего человека, создателя и руководителя Камчатской капеллы Евгения Ивановича Морозова. Я не был знаком с ним лично, но уровень и мастерство старой гвардии хоровиков не нуждается в разъяснении.
Когда я вступил на должность, мы с коллективом сразу друг друга поняли, работа началась с первого дня. Не знаю, почему так случилось, просто делал то, что считал нужным, чему всегда учился. Думаю, важно, что я не стал ничего кардинально менять, мастерски созданное Евгением Ивановичем. Заняв это место, я не могу позволить себе безответственно или неуважительно относиться к труду и традициям, это немыслимо.
- Как вы думаете, стать музыкантом без соответствующего образования возможно?
- В этой профессии невозможно ничего достигнуть без труда, только старание даёт плоды. Скажем, камчатский музыкант Иван Рак пришёл в колледж искусств, когда ему было уже около двадцати лет. Музыкальной школы за спиной у него не было, но его приняли из-за мощного голоса. Он поступил вместе с 15-16-летними ребятами, которые, в отличие от него, уже умели и музыку с листа читать, и на фортепиано играть. И только благодаря большому желанию, труду и помощи педагогов Иван научился всему, чему должен был на тот момент, а потом поступил в хоровую академию в Москве. Упорство и несгибаемость поможет стать хорошим музыкантом. Учиться придётся в любом случае, если не в профессиональном заведении, то изрядно посвящать время и силы самообразованию.
- Камчатская хоровая капелла 31 октября отправляется на гастроли в Санкт-Петербург и Москву. Вы, наверное, сейчас все силы репетициям отдаёте?
- Работаем мы всегда, как мне кажется, самоотверженно и продуктивно, что не может не радовать. Иногда я понимаю, что могу в чём-то перегибать палку. Но я максимально стремлюсь и делаю всё возможное для того, чтобы донести до каждого нашего исполнителя, в чём именно он может, например, ошибаться. Дело в том, что в хоре, когда стоишь среди других людей, услышать себя так, как нужно, бывает сложно. А моя задача в том, чтобы развить голос и способности каждого и добиться уникального саунда. И когда благодаря долгой и сложной работе, исполнитель осознаёт, что именно требуется, он делает всё, как нужно, и я замечаю, как у него меняется взгляд. В такие моменты я понимаю, что всё не зря.