Что такое театральная «коробка» и как её сломать? Чем опера отличается от оперетты? Есть ли особенности у спектаклей для детей?
В Камчатском театре драмы и комедии с 30 октября по 4 ноября гостил Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Артисты Северной столицы представили две классические оперетты – «Баронесса Лили», «Лето любви» и концерт «Хиты Бродвея». С творческой командой из Петербурга полуостров посетила оперный режиссёр-постановщик, выпускница отделения «Теория музыки» Камчатского колледжа искусств Анна Осипенко, которая ответила на наши вопросы.
Энергетический обмен
Анна ещё в подростковом возрасте решила, что хочет стать режиссёром, определив миссию этой профессии – делать мир вокруг лучше, а людей – добрее.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Анна Владимировна, опера и оперетта – жанры для исключительно интеллектуально развитых людей? Или же подходят всем?
Анна Осипенко: Чаще всего людям нравится то, что они понимают и знают. На оперетту можно прийти неподготовленному зрителю – посмеяться и отдохнуть от ежедневных проблем. Но к восприятию оперы нужна подготовка.
Нельзя просто прийти с работы и в качестве фона для ужина включить квартет Шостаковича. Восприятие такой музыки требует серьёзной внутренней работы. Опера – жанр, возникший как попытка реставрации греческой трагедии, миссией которой было духовное преображение людей.
Но это не означает, что неподготовленному зрителю не стоит приходить на оперные спектакли. Повторное обращение к одной и той же опере можно сравнить с прочтением одного и того же романа в разном возрасте, когда из раза в раз мы снимаем один смысловой пласт за другим.
– Генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф сказал, что гастроли – это проверка работы театра на реакции разной публики. Как вам камчатские зрители?
– На Камчатке зритель потрясающе тёплый. Артисты поделились со мной восторженными отзывами – им вскоре после длительного тяжёлого перелёта, ощущая разницу между часовыми поясами, необходимо было выходить на сцену. Но энергетика и отдача зрительного зала мгновенно зарядила их. Всегда важно ответное дыхание, обмен эмоциями, который настраивает на слаженную работу двух ансамблей – зрителей и артистов.
Родом из детства
– Вы – автор идеи и режиссёр-постановщик Международного фестиваля «Оперетта-парк». Как удаётся работать в настолько масштабном формате?
– Театральная сцена по своей форме – это чаще всего «коробка» с условной четвёртой стеной. В формате open-air её можно «сломать» и поместить зрителей в эпицентр театрального действия. «Оперетта-парк» – ежегодный летний фестиваль под открытым небом на Серебряном лугу у Иорданского фасада Гатчинского дворца. Соавторы проекта – Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии и Государственный музей-заповедник «Гатчина».
Для показа спектаклей фестиваля формируется несколько сцен на разных уровнях, что даёт хорошую возможность игры с крупными, средними и дальними планами. Кроме того, на площадке работают операторы, трансляция идёт на большие экраны. То есть «Оперетта-парк» – это одновременно и театр, и кино. В шутку я называю спектакли проекта постановками с «дополненной реальностью».
– Наверное, особенного подхода требуют и ваши постановки для детей?
– Я в принципе не выделяю спектакли для детей в какую-то отдельную категорию. При постановке мюзикла на музыку петербургского композитора Сергея Баневича «Том Сойер», я обратила особое внимание на предисловие Марка Твена – автор обозначил, что в его планы входило напомнить взрослым, какими они сами были детьми когда-то. Тогда мы с артистами договорились на протяжении работы делиться своими детскими воспоминаниями, и это стало кладезем для будущего спектакля – жаль, что не все истории удалось уместить в постановку. В итоге получился сплав из текстов Марка Твена и наших воспоминаний и фантазий.
– А вы хорошо помните своё детство? Не поделитесь каким-нибудь ярким воспоминанием?
– У меня три сестры, сейчас мы все живём в Петербурге. Как-то с одной из них мы обиделись на родителей, не помню, по какому поводу и решили уйти из дома. Сначала просто вышли на улицу, потом осознали, что идти надо куда-то конкретно, и выбрали дачу – она у нас была на 25 километре.
В недолгом пути проголодались и решили заглянуть к бабушке, которая тогда работала в регистратуре в онкологическом диспансере. Она принесла нам кашу из столовой и, после того, как мы поели, разрушив наши надежды, сдала родителям. Вот так и провалился наш план побега (смеётся).
Творческая кузница
– Переехав в Северную столицу, что вы сегодня можете со стороны сказать о культурной жизни на Камчатке?
– В регионе сейчас есть хорошие, по крайней мере, близкие мне перемены. Драматический театр начал обращаться к формату читок, искать дополнительные формы встреч со зрителями, такие как «Ночь искусств» и так далее. Появилось больше возможностей гастролировать и принимать участие в различных фестивалях.
Кроме того, в этот раз нам с главным дирижёром театра музкомедии Андреем Владимировичем Алексеевым посчастливилось поработать со студентами Камчатского колледжа искусств. Ребята подготовлены, заинтересованы и стремятся к достижению поставленных целей. Я считаю, что Камчатка – крепкий регион с точки зрения подготовки, здесь хорошая кузница – выпускники колледжа успешно поступают в учебные заведения крупных городов на бюджетные места.
– Анна Владимировна, говорят, что все лавры достаются артистам. Вам, как режиссёру, никогда не было обидно?
– Подобная мысль промелькнула у меня лишь однажды, когда я работала вторым режиссёром в театре музкомедии с Юрием Исааковичем Александровым (оперный режиссёр, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Прим. ред.). Мы ставили оперетту, и все были довольно уставшие, как обычно бывает на выпуске спектакля.
Премьера. Мы в зале, а артисты выходят на сцену красивые, в потрясающих костюмах. Тогда, первый и единственный раз, я подумала: «Что за несправедливость?» (смеётся).
А если серьёзно – нет, никаких обид. Более того, я не люблю публичные выступления, для меня это сложно. На мой взгляд, во время сценического выступления ты не являешься собой, у тебя есть определённый образ, который ты воплощаешь. А мне безумно нравится работать с драматургией, искать средства воплощения этих образов. В такие периоды ты словно сумасшедший скульптор с резцом, а актёры – твои «Галатеи».