Примерное время чтения: 9 минут
844

Магия струн. Легенда о девушке, покорившей Москву способностями

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ-Камчатка» 26/02/2020
Скрипка не портит осанку.
Скрипка не портит осанку. Из личного архива

Играть первую скрипку – именно так мы обычно говорим об умении брать на себя ответственность, быть лидером. И наверняка неспроста в этом устойчивом выражении использован такой звучный, сильный, но тонкий и изящный музыкальный инструмент.

Об особенностях работы людей творческих профессий в маленьких и больших городах, работе с детьми и музыке вокруг нас рассказала преподаватель по классу скрипки, артист Камчатского камерного оркестра Василина Ковалёва.

Подозрительный инструмент

– В музыкальный мир меня привела мама, – вспоминает Василина. – Это было её мечтой – она сама хотела играть на скрипке, однако, так сложилось, что в свои юные годы особо не располагала возможностями. Стала учительницей и обратила внимание, что я отличалась музыкальным слухом уже в раннем детстве. Так я и попала в школу при консерватории в Харькове. Но уже через два года мы с семьёй переехали на Камчатку, потому что папу-военного перевели в село Мильково. Педагоги, как я помню, были шокированы – говорили, что в такой дали о скрипке, наверное, и не слышали.

К счастью, это оказалось совсем не так, и я продолжила заниматься музыкой, встретив здесь замечательного педагога – Марину Петровну Селезнёву. И всё мне казалось чудом – выступления, конкурсы, призовые места и подарки. Давалось всё относительно легко, по крайней мере, я не помню, чтобы когда-нибудь сидела и корпела.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Массовая культура сформировала у нас стойкое ощущение того, что игра на скрипке во время учёбы – мучение для соседей. Это стереотип?

Василина Ковалёва: Нет, это абсолютная правда (смеётся). Смело могу судить по моим соседям, с которыми у нас всегда были очень хорошие отношения. Но я отлично помню, как они невзначай упомянули в разговоре с моими родителями: «О, а Василина уже нормально играет, можно больше уши не затыкать». Я тогда уже была в классе пятом.

Что поделать, скрипка – такой инструмент. Ещё и подозрения вызывает – у альтистов и скрипачей есть мозоли не только на пальцах, но и на шее. Так, бабушки на лавочке, порой, перешёптывались, что это такое у маленькой девочки. Также считается, что скрипка портит осанку. Но на самом деле это всё легко скорректировать – при правильной постановке и грамотном подходе проблем не возникнет.

«Жизнь» в оркестровой яме

– Василина, полюбив музыку в детстве, вы решили связать с ней и дальнейшую жизнь. Не сомневались в своём выборе?

– Сомнений не было, чему я очень рада сегодня. Поступила в наше училище, потом в консерваторию в Новосибирске. Там музыкальная жизнь, конечно, очень насыщенная – театры музыкальной комедии, оперы и балеты, симфонический и камерный оркестры… Но и музыкантов немало – есть свои колледж и консерватория, выпускающие профессионалов. Соответственно, свободных рабочих мест практически нет.

Ещё во время обучения я начала работать в оркестре Новосибирского театра оперы и балета, но уже спустя два года поняла, что «жизнь» в оркестровой яме мне, по всей видимости, не подходит. Зрение ухудшилось, и начала болеть спина от постоянного разбора томов рукописного музыкального почерка и долгой игры при приглушённом свете. Окончив консерваторию, решила отправиться в Москву.

Не надо бояться отдавать детей на занятия музыкой.
Не надо бояться отдавать детей на занятия музыкой. Фото: Из личного архива

– Настало время покорять столицу?

– Я действительно мечтала поехать в Москву, хотя и думала: «Кто меня там ждёт?». Понимала, что там-то точно своих музыкантов хватает, да и мои родители отнеслись к этой мысли весьма негативно. Тем не менее, я рискнула и отправилась в столицу, сняв со знакомыми девочками комнату.

Мне сразу несказанно повезло – на работу устроилась уже на следующий день, буквально выйдя в магазин за хлебом. Просто обратила внимание на красивое здание, которое оказалось Детской музыкальной школой имени Йозефа Гайдна. Заглянула узнать, требуются ли им преподаватели, хотя у меня совсем не было опыта в этой сфере, и, если честно, желанием работать с детьми я никогда не горела. А меня взяли. Ещё через неделю устроилась в камерный оркестр. Видимо, у меня какая-то счастливая судьба, потому что только потом я узнала, что устроиться туда совсем не просто.

– Практически все музыканты совмещают профессии. Это связано с финансовыми особенностями в творческой сфере?

– И с этим тоже. Конечно, можно работать в каком-нибудь крупном театре и получать зарплату, позволяющую больше ни выступать, ни преподавать, но и занятость в таких местах намного больше. А, скажем, на Камчатке времени остаётся больше, и ты уже сам волен выбирать – будешь совмещать или нет. Я, если честно, привыкла много работать, не могу уже без этого. Даже именитые музыканты редко имеют только одну работу, умеют совмещать графики и многое успевают.

– Почему же, успешно поработав в Москве, вы вернулись на Камчатку?

– Во время этого опыта я осознала, что отдых в Москве – это одно, а работа там – совсем другое. Во втором случае в выдавшийся выходной ты, скорее всего, предпочтёшь остаться дома, чтобы немножко прийти в себя и отдохнуть от постоянных пробок и нехватки времени.

И в 2011 году я вернулась домой. На самом деле, считаю это самым правильным своим решением. Хотя многие посчитали его проигрышем. Даже помню, как мой педагог из Новосибирска говорила: «Что же я теперь буду рассказывать своим студентам? У меня была такая красивая легенда о девочке, которая, никого не зная в Москве, устроилась благодаря своим способностям и старанию. А что же теперь?» (смеётся). В общем, словно всю сказку разрушила. Но, надеюсь, мне удалось объяснить, что решение вернуться – исключительно мой выбор. И я рада, что попробовала, ведь если бы, что называется, не закрыла этот гештальт, сегодня бы очень жалела.

Здесь устроилась на работу в музыкальную школу и камерный оркестр. И помня и видя своих камчатских педагогов, могу уверенно сказать, что отдалённость региона не влияет на мастерство.

Отдалённость региона не влияет на мастерство.
Отдалённость региона не влияет на мастерство. Фото: Из личного архива

Классика для детей

– Вместе с виолончелисткой Яной Пискун вы создали дуэт «Магия струн». Два года назад вы организовали концерт классической музыки для малышей. Проект удался?

– Да, вполне. Но продолжения не получил из-за множества организационных моментов – поиска зала, аппаратуры, времени и рекламы. Вообще, людей с раннего детства важно приучать к пониманию музыки, у нас, к сожалению, это пока не развито. До шести лет детки на концерты не могут ходить. Если бы на Камчатке было больше теоретиков, интересующихся этим вопросом, было бы здорово.

– Вы – мама двоих детей. Хотели бы, чтобы ваши дочки пошли по вашим стопам?

– Для меня важен исключительно их выбор. Но, конечно, хочу, чтобы музыка им нравилась. Вообще, дети, которые окончили музыкальную школу, несколько отличаются от других. Они, если можно так сказать, интеллигентнее. Кроме того, музыка очень хорошо влияет на мозг, в ней много математики – разделение на доли, ритм, метр – всё нужно уметь считать. Но весь этот труд дарит счастье.

Казалось бы, музыка – нечто эфемерное, но сами люди создают это волшебство.

Кстати, поработав в Москве, я полюбила преподавание. Почувствовала радость самоотдачи. Не надо бояться отдавать детей на занятия музыкой, танцами, рисованием. Поверьте, это пойдёт им только пользу, сделает их увереннее, прогрессивнее и успешнее. И никогда не бросайте мечты, доверяя своему сердцу.

Дети, которые окончили музыкальную школу, несколько отличаются от других.
Дети, которые окончили музыкальную школу, несколько отличаются от других. Фото: Из личного архива

Досье
Василина Ковалёва родилась 11 ноября 1984 года в Казахстане. В 2003 году окончила Камчатское музыкальное училище, отделение струнных инструментов по классу скрипки, в 2008-м – Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки. Работала в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, Московском камерном оркестре «Времена года». Сейчас – в Камчатском камерном оркестре имени Георгия Аввакумова, преподаёт в детской музыкальной школе № 4 краевого центра.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах