aif.ru counter
533

Непредсказуемый Лепа. Как актёр театра похоронил карьеру губернатора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «АиФ-Камчатка» 05/04/2016
С любимой гармошкой.
С любимой гармошкой. © / Из личного архива

Он мастер абсолютных перевоплощений, на сцене и в жизни. В камчатском театре служит 20 лет. У него много ролей, его любят…

Но так было не всегда. Метаморфозы и перевоплощения буквально преследовали Андрея Лепеева.

Автомат 249 963

Актёром он стал случайно. Приходил в мореходку, потом почти окончил электротехникум, но вылетел за товарищескую пирушку. Служил в погранвойсках, был сварщиком, осваивал хлораторные установки и варку агар-агара, работал на стройке, в порту. В театральный пришёл из любопытства, поступил и окончил… через 9 лет (!).

– В институт искусств во Владивостоке пришёл, когда меня вышибли из техникума, — вспоминает Андрей. — У них приём раньше всех, а мне не хотелось в армию. Выучил басню Крылова, вспомнил школьный хит «Ленин и партия» Маяковского и попытался заучить самый короткий в сборнике рассказ Чехова «Толстый и тонкий». К своему удивлению, конкурс прошёл.

– Но ваше первое хождение в актёры, насколько я знаю, было недолгим?

– Осенью после первого курса появился приказ о моём отчислении. Объяснение подсказали сокурсники. Завкадрами, женщина бальзаковского возраста, любила молодых студентов. Она приходила ко мне по поводу несданного зачёта по зарубежной литературе. А я не мог понять, зачем она близко подсаживается, по коленке гладит. За эту «непонятливость», похоже, завкадрами и состряпала летом приказ об отчислении. Поводом был «неуд» по зарубежке, хотя за такое, как правило, из института не отчисляют.

 …И Лепа (так его прозвали студенты) уехал на заставу у моста в Китай.

– Если нужно запомнить какие-то цифры, я до сих пор набираю номер своего автомата — 249 963, — говорит Андрей. — Это мой пароль на всю жизнь. Потом служил в ансамбле песни и пляски: там потребовался чтец-ведущий. Но в мае 1982-го сходили ансамблем в самоволку. Я стал «стрелочником» и три дня ползал по плацу гауптвахты с вещмешком — воспитательный тренинг начгуба, а потом уехал дослуживать в хозвзвод. Там освоил профессию сварщика.

Возвращение блудного студента

– Сварщик — не единственная ваша профессия…

– Да, дома, в посёлке Штыково, я встретил ядрёную девушку, женился и стал оператором хлораторных установок очистных сооружений. Потом варил агар-агар — водоросль, из которой добывают желатин. Варил полтора года, пока не позвонили из института и сказали, что можно восстановиться.

И Лепа пошёл учиться на второй курс. Здесь он тормознулся на два года — из-за нелюбви к английскому языку. Мог и на третий остаться, но пошёл на обходной манёвр: записался в речевую студию народного артиста России Льва Ткачёва. У Ткачёва складывались личные отношения с «англичанкой», и схема сработала: народный артист замолвил словечко за ученика, и зачёт Лепа получил.

В возрасте 27 лет Андрей Лепеев стал, наконец, дипломированным актёром. Штыковская девушка давно перестала быть его женой, не видя с ним перспектив, а на четвёртом курсе Андрей женился вторично, на своей однокурснице. Из предложений по работе выбрали Комсомольск-на-Амуре, так как там давали жильё.

– Комсомольск чуть больше Петропавловска, — вспоминает Андрей. — Арбузовский «Город на заре»: вокруг 27 «зон», два металлургических завода, химкомбинат, самолётостроение, ремонт подлодок… А театр появился на основе лагерных актёров в 1936 году.

Отработал там Лепеев 5 сезонов, до 1993 года. Зарплаты ни на что не хватало, нужно было кормить сына, и Андрей пошёл на стройку плотником-бетонщиком. А в театр прибыл новый режиссёр… и увёл у него жену. Лепа оставил квартиру и уехал с рюкзаком и любимой гармошкой во Владивосток. Устроился в ТЮЗ (театр юного зрителя). Скитался по гостиницам, жил в театре… Концы с концами не сводились, и пришлось опять искать более оплачиваемую работу. Пошёл разгружать контейнеры в порту...

Стал выпивать. Друзья резонно говорили: «Сопьёшься, Лепа!».

– Но не спился же?                                                                

– Спасло актёрское призвание: сначала вернулся в ТЮЗ, а потом меня заприметил ныне легендарный Виктор Рыжаков (худрук Камчатского драмтеатра в 1995-2001 годах — Авт.). Мы с ним одногодки, окончили в разные годы один институт.

Актёрское призвание.
Актёрское призвание. Фото: Из личного архива

– И вы очутились на Камчатке…

– Рыжаков ехал из Москвы возглавить театр в Петропавловске-Камчатском. И 31 декабря 1995 года я впервые прилетел вместе с ним на Камчатку. 20 лет назад, в начале 1996-го, начался мой первый сезон на камчатской сцене…

Человек Рыжакова

– Благодаря Рыжакову в камчатском театре появились не только вы…

– Да, Виктор пригласил также однокурсницу Татьяну Уфимцеву и молодёжь: Оксану Кардонец, Наталью Исайкину, Алексея Телеша, Светлану Шаврову, Валентина Сидорова… Все они потом ушли вслед за ним в 2001 году и несколько позже. Рыжаков был человек яркий и харизматичный. Мне с ним работалось легко: он давал возможность импровизировать.

Разногласия начались, когда Рыжаков поставил свой знаменитый «Караул № 8».

– Что случилось тогда?

– Это был неплохой спектакль. Девушки симпатичные, малая форма, глаза в глаза. Поют, играют на саксофонах… Всё замечательно. Но это был просто один из хороших спектаклей, а шумиха, как вокруг шедевра: «Мы едем в Эдинбург, покоряем Америку»… Никого не покоряли, а в Эдинбурге играли на площади, где выступают слоны, обезьяны и клоуны. Рыжаков так «вложился» в этот проект, что многое в театральной жизни неизбежно было упущено.

Когда губернатором стал Машковцев и управление культуры принял Ребров, Рыжаков шантажировал их по какому-то вопросу и написал заявление об уходе. Против ожидания Виктора Анатольевича, его не стали уговаривать, а наоборот дали ход заявлению. Он этого, конечно, не ожидал...

Андрей Лепеев учился в театральном 9 лет!
Андрей Лепеев учился в театральном 9 лет! Фото: Из личного архива

– Многие спектакли рухнули с уходом Рыжакова и в течение короткого периода из театра уехали 14 артистов...

– Мы пекли спектакли, как блины, чтобы восполнить пробелы. В месяц выпускали по две премьеры. И пытались восстановить старые постановки. Из театра выходили только поесть и поспать.

Скандальная «Золушка»

История с безобидным новогодним капустником 2011 года, стоившим карьеры губернатору Алексею Кузьмицкому, известна многим камчатцам. Не обременённая чувством юмора дама, по прихоти Кузьмицкого ставшая его первым заместителем, пришла на «Золушку» и увидела политический подтекст в спектакле по известной сказке. Король там переводит часы, чтобы задержать на балу таинственную незнакомку. В Петропавловске ещё свежи были протестные настроения в связи с сокращением часовых поясов, когда Камчатка вдруг стала на час «ближе» к Москве. Вице-губернаторша увидела в капустнике явную антиреформенную крамолу и взбудоражила губернатора. В театр поступило ультимативное требование снять спектакль. Под угрозой увольнения оказались директор театра и художественный руководитель. Сценарий к злополучному капустнику написал Лепа.

– Как в театре проходила проверка на прочность?

– Многие тогда испугались. Наутро после вице-губернаторского демарша у худрука собрался целый «совет в Филях». Поступило предложение снять спектакль и лихорадочно подбирался предлог, один глупее другого: внезапная болезнь Золушки (Лены Зориной), отключение света, повреждение электрического кабеля… Наконец, последнее: «Будем марать текст, часы не переводим». Я сказал, что ничего марать не буду.

Обстановка в театре тогда накалилась. И далеко не все прошли это испытание достойно. Была и возможная подстава, когда Лепе предложили выпить коньяку в день спектакля (как предполагает Андрей, чтобы потом отстранить его от выхода на сцену и тем самым сделать сговорчивее).

– Об этом противно вспоминать, — говорит Андрей.

Дальнейшее известно. Экс-губернатор Михаил Машковцев из Санкт-Петербурга выложил пассаж вокруг «Золушки» в Интернет. Из Владивостока прилетели журналисты японского телеканала «NHK». История с цензурой на Камчатке получила международную огласку. Кузьмицкий пошёл на попятную, приезжал в театр успокаивать артистов, но было уже поздно. В феврале 2011-го он был отправлен в отставку «по собственному желанию». В его непрочном и без того положении «Золушка» стала последней каплей.

Так Лепа своей инсценировкой похоронил политическую карьеру самого молодого губернатора в истории Камчатки.

Досье
Андрей Николаевич ЛЕПЕЕВ. Родился 28 апреля 1960 г. в п. Штыково Приморского края, в рабочей семье. В 1987 году окончил Дальневосточный педагогический институт искусств. В Камчатском драмтеатре 20 лет. Сыграл на Камчатке 52 роли, в том числе — капитана Миронова в недавней премьере театра «Капитанская дочка». Автор сценария практически всех капустников, праздничных интермедий и дивертисментов Камчатского драмтеатра последних лет. Женат третьим браком.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах