О преимуществах и недостатках запуска бизнеса по франшизе рассказывает директор Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) Анна Ковшарева.
– В марте наш Центр впервые организовал и провёл уникальное образовательное мероприятие – «Школа социального франчайзинга» для социальных предпринимателей. По нашему мнению, в крае существуют интересные проекты, которые можно тиражировать на территории страны и даже за рубежом. Мы решили найти специалистов и запустить такую программу.
В качестве спикеров были приглашены бизнес-тренер, практикующий специалист по «упаковке» франшиз, представитель «Фонда социальных инвестиций» Наталья Малахова и юрист, специалист в области интеллектуальной собственности, патентном праве, автор образовательных программ и семинаров Лариса Овсянникова. Слушателями школы стали социальные предприниматели, планирующие купить франшизу.
Это модель бизнеса, при которой предприниматель (франчайзи) покупает у другого предпринимателя (франчайзера) детальную систему бизнеса и поддержку по его ведению, а также маркетинговые и технологические материалы для его работы. Коммерческая концессия, франшиза, франчайзинг – всё это отношения между двумя сторонами (бизнесменами), при которых один предоставляет право на ведение бизнеса, а второй пользуется им за плату.
Допустим, предприниматель хочет масштабировать свой бизнес. Есть два варианта: открывать филиалы своей компании в других городах или использовать франшизу. По сути, она будет инструкцией по открытию бизнеса под вашим руководством. Если предприниматель выбирает путь формирования франшизы, то он должен «упаковать» все свои бизнес-процессы, технологии, методики, систему поддержки ведения бизнеса в определённую форму, оформить патент на товарный знак (бренд), коммерческое название и иную интеллектуальную собственность. После этого всё можно продать как отдельный интеллектуальный продукт, за который устанавливается цена (паушальный взнос) и регулярная оплата за пользование (роялти).
Франчайзинг – способ масштабирования бизнеса, своего рода аренда товарного знака или бренда. Для предпринимателя (франчайзера) это возможность увеличить свой доход, повысить лояльность клиентов к его товарному знаку (продукции), а для франчайзи – возможность начать предпринимательскую деятельность с минимальными рисками, покупая и развивая уже успешную бизнес-модель.
Франчайзинг делится на несколько видов.
При производственном виде покупается оборудование для открытия производства под именем франчайзера. Покупатель приобретает сырьё, право на изготовление продукции, оборудование. В договоре обозначаются сроки производства, объём, технология, бренд-бук.
Сервисный вид регулирует взаимоотношения франчайзи и компании-франчайзера в сфере предоставления услуг: образовательных, сервисных (обслуживания), например, открытие бизнес-школ или образовательных центров, сетей химчисток, парикмахерских. Франчайзер предоставляет оборудование, право предоставлять услуги под своим именем, оставляя за собой контроль за качеством работы.
Бизнес-франчайзинг или смешанный формат подразумевает продажу франчайзером не только прав на ведение бизнеса под его именем, но и лицензии на открытие бизнеса. Используя такую модель, можно не только производить товары, но и открыть розничную сеть по их продаже.
Сейчас также активно формируется социальный франчайзинг, который может быть любым из четырёх видов. Его главная особенность в том, что и франчайзи, и франчайзер, должны придерживаться принципов и условий ведения социального бизнеса.
Покупка франшизы не всегда гарантирует бизнесмену доход и развитие. Успешность зависит от анализа рынка франшиз, определения их окупаемости, выгод, которые получит франчайзи от приобретения.
К плюсам относится то, что при покупке франшизы предприниматель сразу получает более-менее известный бренд, присоединяется к уже существующему имени с наработанной целевой аудиторией и репутацией на рынке. Также есть возможность сделать быстрый старт и получать первые доходы практически сразу после открытия. Кроме того, хороший франчайзер проводит обучение франчайзи и помогает в решении возникающих сложностей, что тоже немаловажно для успешного старта. Минус приобретения франшизы – не будет возможности для личного творчества в бизнесе, т. к. действия предпринимателя ограничены договором.
Обучение в «Школе социального франчайзинга» дало базовые знания и комплекс практических инструментов по вопросам: какие факторы необходимо учесть для успешности проекта, как составить план работ, провести анализ готовых франшиз, в чём отличие социального франчайзинга, как разработать франшизу, оформить договор, выбрать партнёров, избежать мошенничества и многое другое.
По итогам обучения три проекта конкурсной комиссией Школы были отобраны для формирования франч-пакета – «упаковкой» своей франшизы три социальных предпринимателя Камчатского края: Иван Бархатов с проектом «Игротеки и игробитвы «Бархатята», Марина Андреева – сеть Соляных пещер «ПроСоль» и Ольга Самойлова с творческой инклюзивной студией лепки из глины «Лепилка».
На правах рекламы