Примерное время чтения: 8 минут
364

Молодёжь – в деле. Как у школьников выявляют способности к бизнесу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ-Камчатка» 27/11/2019
Предприниматели проводят
Предприниматели проводят "Диалоги на равных" со школьниками. Предоставлено рекламодателем

Многие известные бизнесмены зарабатывали свои первые капиталы ещё в молодости. А как на Камчатке привлекают подрастающее поколение к предпринимательству?

О специфике развития молодёжного предпринимательства в Камчатском крае рассказали в Центре инноваций социальной сферы (ЦИСС).

В чём интерес

– Успех экономических преобразований в Камчатском крае в значительной мере зависит от предпринимателей, способных эффективно трудиться в условиях рыночной экономики, владеющих современными знаниями и профессионализмом. Исследования учёных, проводивших анализ возрастных характеристик бизнесменов, показали, что основной предпринимательский потенциал сосредоточен среди молодёжи 30-35 лет, отличающейся запасом социальной энергии и отсутствием психологических барьеров, ограничивающих её активность.

В России молодёжное предпринимательство только начинает выделяться в отдельный вид деятельности, вытесняя «бездействие» молодых. Причин такой неактивности можно выделить несколько. Но, как правило, основные – низкая преемственность поколений; существующие технологии образования, которые делают ставку на изучение теории и практически не обучают применению полученных знаний; неверие самих молодых людей в свои возможности.

Наряду с этим молодёжь, объединённая интеллектуальной активностью, мобильностью, желанием изменить жизнь к лучшему и амбициями, может принять активное участие в модернизации экономики, развитии инновационных технологий и социальных проектов края.

Сегодня школьники 9-11 классов Петропавловска-Камчатского составляют 53 % всех старшеклассников края – это около 3700 учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Они обладают уникальными качествами, определяющими возможность их участия в предпринимательской деятельности. Это время выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения у них возникает потребность разобраться в окружающем устройстве мира, поиска смысла жизни вообще и своей личности в частности.

Но стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Причём у старших школьников она выше, чем в другом возрасте. Энергичность и креативность, желание признания оригинальности идей, права на индивидуальность в совокупности с грамотным и своевременным сопровождением, позволит молодёжи реализоваться в сложившейся экономической ситуации и занять свободные экономические ниши.

По данным учёных, только 7-10 % трудоспособного населения склонно к предпринимательству. Однако даже в этом случае, при наличии способностей к предпринимательской деятельности, молодой человек должен захотеть стать предпринимателем, поверить, что это возможно, знать, что есть «лучшие образцы» и понимать, откуда черпать информацию и поддержку.

Старшеклассники с интересом участвуют в открытых уроках.
Старшеклассники с интересом участвуют в открытых уроках. Фото: Предоставлено рекламодателем

Кто делится опытом

С этой целью специалисты Центра инноваций социальной сферы реализуют план мероприятий на 2019-2020 годы по вовлечению школьников и студентов Камчатского края в предпринимательскую деятельность. Он включает открытые уроки в формате «Диалог на равных с предпринимателем», куда приглашаются успешные бизнесмены, готовые поделиться со школьниками своим опытом и личной историей; проведение деловых игр в формате профориентационной игры-тестирования, в том числе деловых/ролевых игр малыми группами.

Кроме того, планируется участие молодёжи в ежегодном форуме «Молодые предприниматели Камчатки» с презентацией социальных бизнес-проектов частным инвесторам и представителям государственных программ поддержки малого бизнеса, участие в работе с молодёжью менторов – наставников.

Такие формы выбраны неслучайно. Например, открытые уроки позволяют выявить интерес молодых людей к предпринимательской деятельности, показать путь реального предпринимателя, рассказать, как начинался тот или иной бизнес, какие этапы проходил, как преодолевались трудности. Диалог на равных – это одновременно возможность задать любой вопрос и получить ответ. Но, главное, что многие предприниматели, которые начинали с «нуля», готовы поделиться с ребятами своим опытом. Чтобы такие встречи стали возможны, ЦИСС активно взаимодействует с успешными социальными предпринимателями и приглашает их на открытые «Диалоги», которые проходят в школах краевого центра.

– Участие в открытых уроках с предпринимателями является важным условием в формировании представления молодых людей о предпринимательской деятельности. И очень показательно, что мы видим большую заинтересованность ребят в подобных мероприятиях, – рассказала директор Центра Анна Ковшарева. – С сентября в «Диалогах на равных с предпринимателем» участвовали более 200 учащихся 10-11 классов Петропавловска-Камчатского.

Однако заинтересованности может быть недостаточно, т. к. важно не только иметь интерес, но и знать свои способности к бизнесу, сильные и слабые стороны, чтобы иметь возможность развивать себя в этом направлении, в реализации своей мечты. Для этого вторым шагом плана развития стали деловые игры с элементами профориентационного тестирования десятиклассников.

– Тестирование помогает выявить склонности молодых людей к различным профессиям, в том числе и к предпринимательской деятельности. Это очень важно, т. к., поступая в вузы, колледжи, техникумы, молодые люди смогут сделать акцент не только на отдельной специальности, но и на изучении экономических дисциплин, маркетинга, менеджмента с целью открытия своего бизнеса в будущем, – считает Анна Ковшарева.

Третьим этапом развития молодёжного предпринимательства было определено направление игропрактики. Она включает участие заинтересованных ребят в деловых играх с опытным ведущим. В процессе игры он акцентирует внимание на формировании «мягких» навыков, необходимых как для предпринимательства, так и в целом для взрослой жизни – умение брать на себя ответственность за свои решения, расчёт возможных последствий, переговорные навыки, умение быстро реагировать на изменение ситуации, находить выход из сложных и конфликтных положений и другие.

Чем помогают наставники

Однако развитие молодёжного предпринимательства в крае этим не ограничивается, т. к. необходимо внедрять также образовательные программы (семинары, тренинги, пред-акселерационные программы), которые позволят молодым людям в короткие сроки познакомиться с мировыми и российскими практиками развития бизнеса.

Также необходимо развивать институт наставничества. Международная и российская практика показывают, что поддержка начинающего предпринимателя опытным наставником/ментором повышает «выживаемость» бизнеса и ускоряет его развитие. Стоит отметить, что наставничество/менторство является формой эффективной нефинансовой поддержки начинающих бизнесменов. Как показали исследования, 75-80 % молодых предпринимателей избежали сложностей на первых этапах развития своего дела и сохранили бизнес в течение пяти лет, если их в первый год поддерживали опытные наставники. Именно поэтому сейчас Центр инноваций сконцентрировал свои усилия также на формировании базы образовательных программ и развитии наставничества для молодых предпринимателей в 2020 году.

Но некоторые шаги уже сделаны. Наставничество – хорошо апробированный инструмент, который помогает вовлечь молодёжь в предпринимательство и служит реализации проекта «Мой бизнес» в крае, поэтому ЦИСС заключил соглашение о сотрудничестве с региональным отделением общественной организации «Деловая Россия», а также с общественным представителем Агентства стратегических инициатив на Камчатке Владимиром Рубахиным. Они готовы присоединиться к наставнической деятельности, в том числе и для начинающих предпринимателей.

Кроме этого, к сотрудничеству активно приглашаются социальные предприниматели края. Так, опытом создания и ведения социального бизнеса с ребятами поделились руководитель логопедического кабинета «Барбариска» Александра Кочетова, инициаторы проектов творческая студия «Фабрика» Татьяна Акимова и центра развития детей «Смайл беби» Анна Тарасова и другие социальные предприниматели. Они имеют опыт становления и ведения бизнеса, обладают способностями его передать, открыто рассказывая о своих победах и поражениях. Кроме того, молодёжи важно, что их собеседники заработали положительную деловую репутацию и занимают активную социально ответственную жизненную позицию.

Таким образом, сегодня создаются условия для развития молодёжного предпринимательства в Камчатском крае, которые в совокупности позволят реализовать комплексную поддержку молодых людей в развитии их идей и проектов.

Социальные предприниматели делятся с учениками опытом.
Социальные предприниматели делятся с учениками опытом. Фото: Предоставлено рекламодателем

Варвара Погодина

На правах рекламы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах