Многие известные бизнесмены зарабатывали свои первые капиталы ещё в молодости. А как на Камчатке привлекают подрастающее поколение к предпринимательству?
О специфике развития молодёжного предпринимательства в Камчатском крае рассказали в Центре инноваций социальной сферы (ЦИСС).
В чём интерес
– Успех экономических преобразований в Камчатском крае в значительной мере зависит от предпринимателей, способных эффективно трудиться в условиях рыночной экономики, владеющих современными знаниями и профессионализмом. Исследования учёных, проводивших анализ возрастных характеристик бизнесменов, показали, что основной предпринимательский потенциал сосредоточен среди молодёжи 30-35 лет, отличающейся запасом социальной энергии и отсутствием психологических барьеров, ограничивающих её активность.
Наряду с этим молодёжь, объединённая интеллектуальной активностью, мобильностью, желанием изменить жизнь к лучшему и амбициями, может принять активное участие в модернизации экономики, развитии инновационных технологий и социальных проектов края.
Сегодня школьники 9-11 классов Петропавловска-Камчатского составляют 53 % всех старшеклассников края – это около 3700 учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Они обладают уникальными качествами, определяющими возможность их участия в предпринимательской деятельности. Это время выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения у них возникает потребность разобраться в окружающем устройстве мира, поиска смысла жизни вообще и своей личности в частности.
Но стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Причём у старших школьников она выше, чем в другом возрасте. Энергичность и креативность, желание признания оригинальности идей, права на индивидуальность в совокупности с грамотным и своевременным сопровождением, позволит молодёжи реализоваться в сложившейся экономической ситуации и занять свободные экономические ниши.
По данным учёных, только 7-10 % трудоспособного населения склонно к предпринимательству. Однако даже в этом случае, при наличии способностей к предпринимательской деятельности, молодой человек должен захотеть стать предпринимателем, поверить, что это возможно, знать, что есть «лучшие образцы» и понимать, откуда черпать информацию и поддержку.
Кто делится опытом
С этой целью специалисты Центра инноваций социальной сферы реализуют план мероприятий на 2019-2020 годы по вовлечению школьников и студентов Камчатского края в предпринимательскую деятельность. Он включает открытые уроки в формате «Диалог на равных с предпринимателем», куда приглашаются успешные бизнесмены, готовые поделиться со школьниками своим опытом и личной историей; проведение деловых игр в формате профориентационной игры-тестирования, в том числе деловых/ролевых игр малыми группами.
Кроме того, планируется участие молодёжи в ежегодном форуме «Молодые предприниматели Камчатки» с презентацией социальных бизнес-проектов частным инвесторам и представителям государственных программ поддержки малого бизнеса, участие в работе с молодёжью менторов – наставников.
Такие формы выбраны неслучайно. Например, открытые уроки позволяют выявить интерес молодых людей к предпринимательской деятельности, показать путь реального предпринимателя, рассказать, как начинался тот или иной бизнес, какие этапы проходил, как преодолевались трудности. Диалог на равных – это одновременно возможность задать любой вопрос и получить ответ. Но, главное, что многие предприниматели, которые начинали с «нуля», готовы поделиться с ребятами своим опытом. Чтобы такие встречи стали возможны, ЦИСС активно взаимодействует с успешными социальными предпринимателями и приглашает их на открытые «Диалоги», которые проходят в школах краевого центра.
– Участие в открытых уроках с предпринимателями является важным условием в формировании представления молодых людей о предпринимательской деятельности. И очень показательно, что мы видим большую заинтересованность ребят в подобных мероприятиях, – рассказала директор Центра Анна Ковшарева. – С сентября в «Диалогах на равных с предпринимателем» участвовали более 200 учащихся 10-11 классов Петропавловска-Камчатского.
Однако заинтересованности может быть недостаточно, т. к. важно не только иметь интерес, но и знать свои способности к бизнесу, сильные и слабые стороны, чтобы иметь возможность развивать себя в этом направлении, в реализации своей мечты. Для этого вторым шагом плана развития стали деловые игры с элементами профориентационного тестирования десятиклассников.
– Тестирование помогает выявить склонности молодых людей к различным профессиям, в том числе и к предпринимательской деятельности. Это очень важно, т. к., поступая в вузы, колледжи, техникумы, молодые люди смогут сделать акцент не только на отдельной специальности, но и на изучении экономических дисциплин, маркетинга, менеджмента с целью открытия своего бизнеса в будущем, – считает Анна Ковшарева.
Третьим этапом развития молодёжного предпринимательства было определено направление игропрактики. Она включает участие заинтересованных ребят в деловых играх с опытным ведущим. В процессе игры он акцентирует внимание на формировании «мягких» навыков, необходимых как для предпринимательства, так и в целом для взрослой жизни – умение брать на себя ответственность за свои решения, расчёт возможных последствий, переговорные навыки, умение быстро реагировать на изменение ситуации, находить выход из сложных и конфликтных положений и другие.
Чем помогают наставники
Однако развитие молодёжного предпринимательства в крае этим не ограничивается, т. к. необходимо внедрять также образовательные программы (семинары, тренинги, пред-акселерационные программы), которые позволят молодым людям в короткие сроки познакомиться с мировыми и российскими практиками развития бизнеса.
Также необходимо развивать институт наставничества. Международная и российская практика показывают, что поддержка начинающего предпринимателя опытным наставником/ментором повышает «выживаемость» бизнеса и ускоряет его развитие. Стоит отметить, что наставничество/менторство является формой эффективной нефинансовой поддержки начинающих бизнесменов. Как показали исследования, 75-80 % молодых предпринимателей избежали сложностей на первых этапах развития своего дела и сохранили бизнес в течение пяти лет, если их в первый год поддерживали опытные наставники. Именно поэтому сейчас Центр инноваций сконцентрировал свои усилия также на формировании базы образовательных программ и развитии наставничества для молодых предпринимателей в 2020 году.
Но некоторые шаги уже сделаны. Наставничество – хорошо апробированный инструмент, который помогает вовлечь молодёжь в предпринимательство и служит реализации проекта «Мой бизнес» в крае, поэтому ЦИСС заключил соглашение о сотрудничестве с региональным отделением общественной организации «Деловая Россия», а также с общественным представителем Агентства стратегических инициатив на Камчатке Владимиром Рубахиным. Они готовы присоединиться к наставнической деятельности, в том числе и для начинающих предпринимателей.
Кроме этого, к сотрудничеству активно приглашаются социальные предприниматели края. Так, опытом создания и ведения социального бизнеса с ребятами поделились руководитель логопедического кабинета «Барбариска» Александра Кочетова, инициаторы проектов творческая студия «Фабрика» Татьяна Акимова и центра развития детей «Смайл беби» Анна Тарасова и другие социальные предприниматели. Они имеют опыт становления и ведения бизнеса, обладают способностями его передать, открыто рассказывая о своих победах и поражениях. Кроме того, молодёжи важно, что их собеседники заработали положительную деловую репутацию и занимают активную социально ответственную жизненную позицию.
Таким образом, сегодня создаются условия для развития молодёжного предпринимательства в Камчатском крае, которые в совокупности позволят реализовать комплексную поддержку молодых людей в развитии их идей и проектов.
Варвара Погодина
На правах рекламы


Камчатские предприниматели могут подключить интернет за 2500 рублей в месяц
Хорошие книги и добрые игры. Обыкновенная история семейного бизнеса
Товары высшей лиги. Как камчатским предпринимателям выйти на внешний рынок?
Золотые руки мастера. Как построить успешный бизнес на ремонте обуви?
Тротуарная плитка своими руками. Как дачники с нуля создали бизнес?