Примерное время чтения: 8 минут
277

Камчатский почерк. Как завоевать зарубежный рынок

Экспорт товаров и услуг – одна из лучших возможностей для развития бизнеса. Это понимают все предприниматели, однако многие не спешат выходить на международный рынок.

Бизнесменам региона помощь в этом оказывает Центр поддержки экспорта Камчатского края. Его руководитель Татьяна Ломова рассказала, как продвинуть свои товары и услуги, чтобы завоевать мир.

Руководитель  Центра поддержки экспорта Камчатского края  Татьяна Ломова
Руководитель Центра поддержки экспорта Камчатского края Татьяна Ломова Фото: КВЦ

 

Новые ниши

– Центр поддержки экспорта создан 2 апреля 2018 года и с тех пор помогает представителям малого и среднего предпринимательства края выходить на международные рынки товаров, услуг и технологий. Камчатка всегда ориентировалась и делала ставку на рыбодобывающую отрасль, – говорит Татьяна Владимировна, – географическое положение и возможности полуострова хорошо способствуют международной торговле. Однако наш Центр с самого начала был призван решить амбициозную задачу – найти в регионе новые предпринимательские ниши и продукты с потенциалом к выходу на внешние рынки, несмотря на устоявшиеся ориентиры.

– Какое направление камчатского бизнеса наиболее перспективно для экспорта?

– С момента создания мы оказали более 300 услуг для предпринимателей из разных сфер: компаниям, занимающимся сбором и переработкой дикоросов, созданием одежды с применением экологических материалов, мастерам, работающим с природными ресурсами по производству сувениров с этнотематикой края. Все эти направления потенциально востребованы за рубежом.

Фото: КВЦ

 

Перспективной отраслью, уже догоняющей рыбодобывающую, для Камчатки стал туризм. Центр провёл серьёзную работу для вовлечения в экспорт малые туристические компании, и сегодня каждое пятое обращение поступает от туроператоров.

По итогам 2019 года 100 % компаний, вышедших на международный рынок при поддержке нашего Центра, относятся к туристическому бизнесу. Вместе с этим отмечается положительная тенденция: параллельно с количественным ростом уровень услуг туркомпаний Камчатки постоянно повышается.

Также ежегодно растёт число камчатских экспортёров: в 2019 году на зарубежных рынках работали 187 компаний. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года прирост составил 1,1 %. Количество стран-контрагентов, с которыми вёл внешнеэкономическую деятельность Камчатский край, также увеличилось: с 53 до 64. Ключевыми экспортными партнёрами для нас стали Китай, Республика Корея, Япония, Дания, Германия.

Прямое продвижение

– Центр предоставляет информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку предпринимателям. Какие услуги – самые востребованные?

– Традиционно востребованными у предпринимателей остаются услуги по созданию или модернизации сайта, подготовка презентаций, адаптация упаковки для зарубежного рынка.

Замечаем мы и рост интереса предпринимателей к выставочно-ярмарочным мероприятиям. Помимо работы на международных туристических выставках, Центр поддержки экспорта участвовал в продуктовых выставках «WORLD FOOD», и «Peterfood», а в феврале 2020 года шесть компаний Камчатского края представили регион на выставке «ПРОДЭКСПО».

– Что даёт участие в таких выставках региональным бизнесменам?

– Они позволяют повысить узнаваемость своего товара или услуги, это лучший способ прямого продвижения. Можно всё показать, рассказать о преимуществах, дать попробовать на вкус свою продукцию, провести деловые переговоры с потенциальными покупателями.

Но и участием в выставках наши экспортёры не ограничиваются. Вывод региональных предпринимателей в электронную коммерцию – одно из наших приоритетных направлений. Эта сфера экономики включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Центр заключил контракт с сертифицированным подрядчиком электронной коммерции «eBay». Это интернет-магазин, продающий товары в Европу и США, и камчатские экспортёры уже стали его частью. В январе этого года на витрине Discover Kamchatka были размещены 12 экспортёров. Также мы планируем в 2021 году начать сотрудничество с интернет-платформами «Wildberries» и «Amazon». Вывод продукции на электронную коммерцию – это одно из востребованных направлений.

Фото: КВЦ

 

– Какие предприниматели заинтересованы в ней?

– Обычно это местные сувенирные мастера и ремесленники. Они создают уникальные товары с камчатским почерком, которые пользуются спросом во всем мире. Все экспортёры выходят под единой торговой маркой «Сделано на Камчатке», которая объединяет как крупных товаропроизводителей с широким ассортиментом выпускаемой продукции, так и мелких с одним или несколькими видами продукции.

Хорошо продаваемым товаром стал уже известный в крае и за его пределами иван-чай «Сказочная Камчатка» компании «Камчатэтнотур». Наш Центр разработал фирменный стиль, помог оформить сайт и упаковку. Внешний вид продукта значит очень много. Меняя и адаптируя упаковку и этикетку, мы, во-первых, способствуем увеличению продаж в крае, а во-вторых, делаем его готовым к размещению на других рынках, включая мировые торговые площадки. На упаковке появляется информация на иностранном языке, она рассказывает обо всех преимуществах продукта, его полезных свойствах, экологичности и уникальности. Указывается место и технология сбора. В результате упаковка становится красивой, стильной и «вкусной», а товар – узнаваемым и интересным.

Не надо бояться

– Могут ли камчатские продукты так же быстро «взлететь» на международном рынке, как туристический бизнес?

– Если обратиться к сфере производства, то продукция камчатских производителей требует поступательной, серьёзной модернизации. В этом случае географическое положение не способствует развитию конкурентных преимуществ региональных товаров на международной арене. В том числе из-за высокой стоимости самого производства, сложной логистики и неготовности предпринимателей к такому серьёзному шагу, как выход на экспорт. Поэтому в этом направлении нужно работать наиболее усердно, и популяризация и повышение информированности предпринимателей о возможностях и услугах Центра – важная «точка роста» для нас.

Фото: КВЦ

 

– Татьяна Владимировна, как действовать камчатскому предпринимателю, чтобы стать экспортёром?

– Чтобы начать делать первые шаги в сторону экспорта, нужно обратиться к нам. Какими услугами необходимо будет воспользоваться, предприниматель и наши сотрудники определят совместно. Ведь перечень услуг широкий и очень разнообразный. Кроме модернизации сайтов и приведения в соответствие упаковки, обучения, участия в выставках и организации бизнес-миссий, мы ищем зарубежных партнёров для предпринимателей, проводим индивидуальные маркетинговые исследования иностранных рынков, формируем коммерческое предложение под целевые рынки и категории товаров, проводим экспертизу и сопровождение контракта.

Это наши «рабочие инструменты», которые помогут открыть предпринимателям новые возможности. Не нужно бояться ставить перед собой амбициозные цели. И неважно, на каком этапе развития бизнеса вы находитесь.

Виктор СИЛАЧЁВ

На правах рекламы

СПРАВКА: Центр поддержки экспорта является структурным подразделением Автономной некоммерческой организации «Камчатский выставочно-инвестиционный центр». Учредителем является субъект Российской Федерации – Камчатский край. Функции и полномочия учредителя от его имени осуществляет региональное Министерство инвестиций промышленности и предпринимательства.

Целями Центра являются содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки товаров, услуг и технологий и информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка внешнеэкономической деятельности Камчатского края.

Центр находится по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса, 23, БЦ «АТОМ»: 1 этаж, фронт-офис центра оказания услуг «Мой бизнес»; 5 этаж, офис 508. Телефон +7 (4152) 215-052, e-mail: kamexport@kamexpocenter.ru.

В работе по направлениям регионального проекта «Экспорт услуг» Центр планирует привлекать туроператоров на электронные торговые площадки, такие как Booking и TripAdviso по размещению на них не только мест проживания, но и услуг по предоставлению маршрутов (куда может поехать иностранный гость, что может посмотреть в крае). Сейчас ведётся совместная работа с АО «РЭЦ» по направлениям развития электронной коммерции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах