Страна взяла курс на модернизацию. Ежедневно из каждого "холодильника" чиновники вещают о необходимости привлечения научного потенциала. А в Подмосковье даже собрались строить Кремниевую долину...
А в это время в камчатской глуши живет супружеская чета ученых, известная далеко за пределами России. Живет и... совсем не чувствует заботы своего государства.
Дом Академии наук
Дом в Паратунке, принадлежащий Академии наук России, в котором обитают сотрудники Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН Надежда и Карен Санамян, корреспондент "АиФ-Камчатка" нашел не сразу.
Недвижимостью Академии наук больше казалась виднеющаяся издалека добротная, выстроенная в несколько этажей чья-то дача, но уж никак не хлипкая избушка, окруженная развалинами. Но, как выяснилось, именно в этой хибаре живут зоологи, открывшие около 50 новых видов морской фауны и опубликовавшие в крупнейших научных журналах более 60 работ.
Надежда и Карен проработали на полуострове 20 лет, но собственного жилья у них до сих пор нет. "Недавно приезжала проверяющая из Москвы пересчитывать всю собственность Академии, - рассказывает Карен Санамян, показывая придомовую "архитектуру". - Интересовалась, вся ли рухлядь на месте? Ничего ли мы не построили? Когда мы спросили, может, что-нибудь отремонтировать, услышали: все и так в порядке. А если бы уже отдали домик нам, мы хотя бы ремонт в нем сделали. Иначе - бессмысленно, когда не свое". Но, по словам Надежды, решение о передаче в собственность гидробиологам этого жилья - вопрос компетенции Москвы...
В самом "храме науки" ученые даже не прописаны - официально числятся в поселковом общежитии, где, прежде чем поставить штамп о регистрации в паспорт, у них несколько раз спросили, точно ли они не будут там жить. Так они и оказались в нынешнем жилище.
Вот уже два десятилетия Надежда не может привыкнуть к холоду в доме - хоть печка и топится, но толку от нее мало. "Теплый пол в одной комнате сами положили, - говорит женщина, - а когда его еще не было, ноги буквально отмерзали при работе за микроскопом". Здесь супруги Санамян и делают мировые открытия, будучи единственными в России и одними из немногих в мире специалистами по актиниям и асцидиям.
В их исследованиях нет волнующей чиновничье сердце приставки "нано", и открытия Надежды и Карена не подарят стране очередной "Глонасс" или микросхему с шагом в 90 нанометров. Но от этого их научный труд не становится менее важным и необходимым. "Фундаментальная наука не нацелена на быстрые результаты, поэтому от нее нельзя ждать скорой практической пользы. Зато из вытяжек асцидий можно получить лекарство от рака, а из актиний - мощнейшие обезболивающие средства. Это, конечно, дело не пяти минут, но разработки сегодня уже ведутся", - говорит Надежда. А ее муж добавляет: "Когда нас спрашивают: зачем вы этим занимаетесь, не хочется ничего отвечать. Неужели непонятно, что эти исследования позволяют составить целостную картину мира?".
Спасла картошка
...Они приехали на Камчатку после окончания в 1990 году биофака МГУ. И не жалеют об этом. В 90-е годы, когда российским ученым зарплату не платили вовсе и каждый день решалась проблема выживания, Санамян спасли несколько соток посаженного в огороде картофеля, лесные заготовки и находчивость Карена. Он тогда придумал и продал несложную компьютерную программу для обслуживания сайтов. Помимо прочих ученых нужд на вырученные деньги они купили легководолазную технику, которой пользуются до сих пор, и делают по-настоящему фантастические снимки подводного мира, вызывающие зависть даже у бывалых фотографов.
"Под водой все не кажется таким ярким, как на этих фото, - мешает большое количество взвеси (мельчайших частиц). Но если полностью высветить подводные объекты, они заиграют всем богатством своих красок", - говорит Надежда. Снимают на пленочный "Никон". Пора бы уже на "цифру", но подводный "бокс" для них слишком дорог. Зарплата у Санамян - 0,75 ставки, по 23 тысячи рублей в месяц. Ни "полевых", ни командировочных им не платят. Ученые говорят, если бы была полная ставка, было бы легче. Ведь все затраты на исследования ложатся на их плечи и кошелек. "Представляете, если хирург будет покупать скальпель за свой счет?!" - говорит Карен. Хорошо, что еще компания, которой в свое время институт отдал в аренду небольшое судно, каждый "полевой сезон" доставляет ученых в море. Кстати, по словам Надежды, моряки просто спасли камчатскую морскую биологию - содержать судно самостоятельно институт был бы и сегодня не в состоянии.
Цена свободы
...Они долго копили на квартиру, но потом решили на эти деньги издать книгу о подводном мире Камчатки. Все собранные за три года фото морских беспозвоночных ждали еще примерно год, чтобы попасть в руки к читателю, - в Прибалтике, с учетом всех затрат на перевозку и растаможку, печать оказалась в несколько раз качественней и дешевле, чем в Москве и тем более на Камчатке.
Надежде и Карену не раз предлагали уехать в Америку. Но они отказывались.
И дело тут не только в малоисследованных камчатских водах, благодатных для открытий. Несмотря на все трудности, супруги Санамян ценят свою свободу и возможность заниматься именно тем, чем им хочется. "А за границей ученые вынуждены делать конкретно то, под что им отводят гранты, пусть и немалые", - говорит Карен. Но на вопрос, если бы им сегодня предложили уехать туда, где будут свой собственный дом и комфортные условия труда, ученый не думая отвечает: "Да. Голый энтузиазм хорош, когда ты молод. А когда тебе за сорок, очень трудно жить в подвешенном состоянии, на правах бомжа, и думать, что каждый день тебя могут выселить".
...Я слушала Надежду и Карена и вспоминала слова президента Медведева о том, что нам нужно воспитать новую личность, активную, действующую, не ждущую милостей от государства. И думала о том, что такие люди у нас уже есть. Активные, действующие и... не ждущие. Вот только не будет у нас настоящих инноваций, пока среда им - голый энтузиазм.
ДОСЬЕ
Карен Эдуардович Санамян родился в 1964 году в Тбилиси. Его жена Надежда Павловна - в 1961 году в Вологде.
Поженились на 1 курсе биофака МГУ в 1985 году. На 3 курсе родилась дочка (сейчас учится в МГУ на факультете психологии). После окончания университета (1990 год) работают на Камчатке. Научные открытия ученых заключаются в описании новых видов морских беспозвоночных (среди актиний, асцидий и других животных).
СПРАВКА
Актинии, или морские анемоны (лат. Actiniaria), - отряд морских кишечнополостных класса коралловых полипов (Anthozoa), лишенных минерального скелета. Как правило, одиночные формы. Большинство актиний - сидячие организмы, обитающие на твердом грунте.
Асцидии (лат. Ascidiacea) - класс мешкообразных животных, принадлежащих к подтипу оболочников или личинкохордовых (Urochordata). Класс включает несколько отрядов, около 100 родов, около 2000 видов. Распространены во всех морях.