13 мая в краевой администрации состоялось мероприятие под названием "Публичные слушания по исполнению бюджета Камчатского края за 2008 год".
Отчет о деятельности Камчатского минфина, представленный главой ведомства Натальей Пархоменко, объяснил все причины бедственного бюджетного существования.
Главные из них - это то, что исполнение бюджета-2008 происходило двумя финансовыми органами - бывшей Камчатской областью и Корякским округом - в связи с объединением двух субъектов. Кроме этого, на бюджет негативно влияли высокая дотационность края, растущий государственный долг (только по Мутновской ГеоЭс - 3,5 млрд рублей), финансовый кризис и, как следствие, снижение уровня производства (кроме строительства).
Сильнее всех пострадал основной налогоплательщик в бюджет края "Камголд" (дочернее предприятие "Корякгеолдобычи"). Производительность здесь снизилась в полтора раза. Основная причина - авария на производстве вкупе со снижением мировых цен на полезные ископаемые, которые здесь добываются. Сумма убытков - 319 млн рублей за 9 месяцев прошлого года.
Самые убыточные предприятия Камчатского края - "Камчатсккоммунэнерго" и "Камчатскбургеотермия". Совокупная задолженность всех налоговых поступлений в бюджет края составляет 11 млрд 913 млн рублей.
На грани фола
Н. Пархоменко отметила, что сегодня Камчатка находится в списке регионов, где возможно введение внешнего финансового управления. То есть край "играет" на грани фола, и единственным источником выживания для нас становятся инвестиции, вливание которых "стопорит" все тот же кризис, а также нежелание банков предоставлять кредиты (в прошлом году привлечено кредитов на 2,4 млрд рублей).
Еще одной приметой времени стало недофинансирование муниципальных районов. Межбюджетные трансферты, по словам Н. Пархоменко, исполнены менее чем наполовину, а причина все одна и та же - нет средств. К тому же у всех муниципальных районов накоплены долги, рассчитаться по которым будет проблематично.
Между тем сами районы полагают, что проблемы с финансированием - это издержки несбалансированного управления средствами на уровне края. "Из-за неточности, которая была допущена Минфином Камчатского края, наш район недополучил более 20 млн рублей, - сказал глава Усть-Камчатского района Юрий Ковтун. - В IV квартале прошлого года правительство обещало восполнить этот пробел, но до сих пор ничего нет, и в результате Усть-Камчатский район имеет, пожалуй, один из самых больших объемов недофинансирования по распределению внебюджетных трансфертов". По словам Юрия Борисовича, приостановлена реализация различных программ на сумму более 30 млн рублей. То есть работы по этим программам уже выполнены, а оплатить их нечем. Некоторые поставщики с пониманием относятся к сложившейся ситуации, а другие подают в суд и требуют возврата долгов с набежавшими штрафами. "Самостоятельно районный бюджет справиться с этим не сможет", - отметил Ю. Ковтун.
К сожалению, просвета в этом вопросе не видно, и, по словам Н. Пархоменко, исполнение бюджета идет сложно, поэтому для покрытия дефицита средств нет. Недофинансирование по этой части составляет от 4 до 11 %. А самыми "тяжелыми" остаются Усть-Камчатский и Пенжинский районы. "Средств на погашение прошлых долгов пока не предвидится, - сказала Н. Пархоменко, - к тому же требование Министерства финансов РФ - сокращать расходы".
Нацпроекты - без контроля
Больной вопрос - финансирование национальных проектов. В прошлом году на эти цели было запланировано 619 млн рублей, а израсходовано - 418,3 млн рублей. По мнению некоторых депутатов Заксобрания, проблемы с нацпроектами, и целевыми программами в том числе, происходят из-за того, что, например, в последних цели и задачи сформулированы неконкретно. По нацпроектам нет жесткого контроля. (Не секрет, что под нацпроекты иногда поставляются товары или оборудование, которые намного дешевле полученной поставщиком суммы. - Авт.).
Среди положительных моментов в работе правительства по исполнению бюджета депутаты отметили создание ГУП "Камчатэнергоснаб", где теперь сконцентрированы и учитываются все потоки топлива, поступающего в ЖКХ края. Правда, полностью контролировать потребление топлива и распределение пока еще не удается...
В целом, как отметили депутаты по итогам слушаний, все наши проблемы оттого, что в Камчатском крае до сих пор нет программы социального развития. Если ускорить работу в этом направлении, только тогда можно говорить о наполняемости бюджета.
И еще. Громкий статус "Публичные слушания" остался только в протоколе. Присутствовавший в зале "народ" высказаться так и не смог - не позволил регламент...
МНЕНИЯ
Руководитель комитета по экономике, собственности, бюджету и налоговой политике Заксобрания Дмитрий Повзнер:
- Главная задача для Камчатки - заниматься пополнением доходной части бюджета: развивать производства, привлекать новые системообразующие организации, которые обеспечат финансовые поступления. Например, сегодня колоссальный недостаток в грузоперевозчиках, особенно смежных. Топливо - уголь, мазут и т. д. - на 80 % поставляют сторонние предприятия! Соответственно налоги от этой деятельности поступают в другие регионы. У нас не хватает организаций, которые осуществляют пассажирские перевозки. Альтернативы авиации на Камчатке практически нет, особенно ярко это проявляется в сезон отпусков. К примеру, в 2008 году воздушным транспортом было перевезено 40,5 тыс. человек, а морским - всего 7 тысяч. Хочу отметить и то, что сегодня "весеннее обострение" еще у одной проблемы - загрязнение территории. Особенно это касается Петропавловска и Елизовского района. Считаю, что строительство перерабатывающего завода позволит снять сразу несколько вопросов, в первую очередь - это рабочие места. Если говорить о бюджетных расходах на улучшение демографической ситуации, то здесь надо смотреть на цифры. С Камчатки идет огромный миграционный отток, во всех районах (за исключением Петропавловска) преобладание численности умерших над родившимися: в Пенжинском районе - 23 против 17,5, в Карагинском - 15 против 9,8, в Мильковском - 16 против 11 и так далее. Вообще, считаю, что сухие цифры без системного анализа, без сравнительных показателя эффективности использования бюджетных средств - это неконструктивный подход.
Депутат Заксобрания, генеральный директор ЗАО "Корякгеолдобыча" Василий Кноль:
- Считаю неправильным то, что краевой бюджет тратит огромные средства на покупку и доставку угля с Сахалина. К тому же исполнение по этой части - всего 55 %. На Камчатке есть свои угольные месторождения, и не только Крутогоровское, которое в правительстве почему-то считают единственным, где есть угли хорошего качества. Анализ структуры и качества камчатских углей до сих пор никем не делался! Только в нашей компании несколько разрезов. Свое угольное месторождение есть в каждом районе Корякии! А покупать уголь по 6 тысяч рублей за тонну плюс расходы на разгрузку, транспортировку... Это экономически неправильно.
КАМЧАТСКИЙ КОШЕЛЕК - 2008
Доходы: запланировано 26 млн 729,7 тыс. руб., исполнено - 24 млн 719 тыс. рублей.
Расходы: запланировано 31 млн 728,3 тыс. руб., исполнено - 26 млн 856 тыс. рублей.
Дефицит бюджета составил 13,9 %.
Основные источники финансовых поступлений в бюджет - налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль организаций, налоги на имущество.
Основные расходы - межбюджетные трансферты, ЖКХ (особенно на приобретение топлива, энергосбережение и энергопотребление) и социальные выплаты.
Нулевое финансирование получили программы по развитию туризма, морских пассажирских перевозок.
Что касается растущей безработицы, то, согласно оценке представителей счетной палаты, этот процесс у нас несуществен и на исполнение бюджета не влияет.