Примерное время чтения: 13 минут
75

Земельный тупик: в поисках выхода

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 26/11/2008

В ЯНВАРЕ прошлого года решением Петропавловского суда было отменено Положение, принятое городской властью в 2001 г., согласно которому предпринимателям, желавшим открыть свой маленький бизнес, достаточно было лишь получить официальное разрешение на размещение торговой точки.

ЭТО случилось потому, что прокуратура города усмотрела нарушение закона. От мэрии потребовали "изъять" все так называемые временные сооружения с муниципальных земель либо перезаключить договора аренды, с тем чтобы каждый бизнесмен оформил землю надлежащим образом - как того требует Земельный кодекс РФ. "Под раздачу" попали даже металлические гаражи, которые стоят по всему городу. А потом настал черед придорожных газетных киосков, ларьков и магазинов на автобусных остановках, которые по новому "автодорожному" закону объектами сервиса как бы не являются, а значит, права занимать свои места не имеют.

Разгребая "последствия"...

- ЗЕМЕЛЬНЫЙ кодекс, к сожалению, таких объектов "не видит", - говорит заместитель мэра Петропавловска, и. о. председателя городского Комитета по управлению имуществом Сергей КОНДРАШИН, - а стало быть, у нас нет формальной возможности узаконить эти павильоны на обжитых местах.

По словам С. Кондрашина, вопрос размещения временных сооружений является сегодня самым злободневным. Проблема переросла в разряд социальных - ведь в трудовую деятельность, связанную с ларьками, киосками, павильонами и т. д., вовлечена немалая часть горожан. С одной стороны, это около 850 хозяев "временных" торговых объектов, с другой - обычные граждане, в основном пенсионеры, владеющие примерно 10 тысячами металлических гаражей.

- По Земельному кодексу РФ, для того чтобы заключить договор аренды на земельный участок под размещение объекта, этот участок необходимо сформировать и поставить на земельный кадастровый учет, - говорит Кондрашин. - До 2007 года подобной практики на территории Петропавловска вообще не существовало. Следовательно, говорить о том, что проблема временных сооружений рождена существующей администрацией, по меньшей мере, некорректно. На самом деле нам достались последствия прошлых, начиная с советских, лет. Тем не менее сегодня мы пытаемся сделать все, чтобы не допустить массового исчезновения этих коммерческих объектов. Ведь практически на 100% - это малый и средний бизнес.

- Сегодня законы ограничивают размещение временных объектов, - говорит С. Кондрашин. - К примеру, тот же Земельный кодекс указывает на то, что не везде можно сформировать земельный участок и предоставить его в аренду. А Жилищный кодекс четко прописывает процедуру размещения объектов на придомовых территориях. Это, кстати, еще одна составляющая проблемы, учитывая то, что около 70 "временных сооружений" в городе располагаются вблизи жилых домов. Согласно Жилищному кодексу, вопросы управления земельным участком придомовой территории должны решаться собранием собственников жилья (арендодателей), потому что это их общая долевая собственность. В этом случае предприниматели заключают договор не с муниципалитетом, а с уполномоченной управляющей компанией или уполномоченным лицом всех собственников данного жилого дома. Сегодня и эта работа активно ведется. Но тоже не без проблем. Ведь предпринимателям нужно идти на поклон к собственникам жилья. А результаты таких собраний бывают разными. Например, на ул. Ларина собственники уже трижды принимали противоречивые решения относительно судьбы одной торговой точки...

"Красную линию" освободить?

КРОМЕ Земельного и Жилищного кодексов, власти краевого центра обязаны реагировать на еще один официальный документ - Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", принятый в октябре прошлого года.

- Создались дополнительные трудности у тех временных сооружений, которые находятся непосредственно в черте дорог либо на автобусных остановках, - говорит Кондрашин. - Закон гласит, что в состав дороги должны входить только объекты дорожного сервиса. И выходит, что существующие у нас торговые точки, которые находятся в границах дорог и существовали там многие годы, нужно убирать.

Кондрашин отметил, что здесь основная сложность заключается и в том, что в 2005 году, дабы обустроить город добротными автобусными остановками, причем не за бюджетные деньги, мэрия заключила ряд инвестиционных проектов с предпринимателями, которые готовы были вкладывать средства на эти цели. И на сегодняшний день торговые точки именно этих инвесторов располагаются на остановках. Над ними сегодня тоже нависла угроза исчезновения.

Но городские власти считают эти вопросы пока открытыми. Юристы мэрии пытаются найти выход из этой ситуации. "Ищем механизмы, - сообщил Кондрашин. - Более того, в сентябре распоряжением главы Петропавловска В. Скворцова создана рабочая группа, которая сегодня занимается составлением расширенного перечня объектов дорожного сервиса. Позиция такова: с одной стороны, мы не должны нарушать законы, а с другой - сохранить обязательства, данные предпринимателям. Это очень тонкая грань. С моей точки зрения, дорожный сервис - это не только шиномонтаж, СТО и другие подобные объекты. Чтобы разобраться с терминологической казуистикой и определить, "что есть что", и была создана рабочая группа, куда вошли предприниматели, в том числе те, кого эта проблема непосредственно касается. Сегодня юристы работают с понятиями элементов дорожного сервиса, с тем чтобы изыскать возможность и "привязать" максимальное число торговых точек к дорожному сервису. А убирать павильоны и киоски - это крайняя мера. И наша задача - не уничтожить их, а позволить работать на законных основаниях, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне и в своем бизнесе...".

Ко всему прочему, с точки зрения градостроительной политики сегодня попросту нет возможности сформировать отдельный земельный участок под каждой автобусной остановкой, где расположен павильон. Потому что земельный участок надо формировать на всю дорогу, со всей инфраструктурой. "На сегодняшний день уже сформировано 23 дороги, и на многих из них зарегистрировано право муниципальной собственности, проводится техническая инвентаризация. Это объекты недвижимости, и перекраивать генеральный план будет, по меньшей мере, неразумно", - сказал заместитель мэра.

Конфликт интересов

МЕЖДУ тем, с частью временных сооружений властям удалось решить вопрос. Многие торговые точки, при условии подготовки соответствующих документов, имеют право стать объектами капитальной недвижимости.

- Когда-то "временщиков" было гораздо больше, и право занимать определенную территорию им предоставлялось до тех пор, пока не возникнет необходимость строить там объект, предусмотренный генеральным планом застройки Петропавловска, - говорит С. Кондрашин. - Таким образом, сегодня, ко всему прочему, есть еще и конфликт интересов. Люди, которые торгуют "временно" по 10-15 лет, ошибочно считают, что это право дано им навсегда. Например, конфликтная ситуация сложилась на проспекте Рыбаков, где подходят к завершающей стадии ремонтные работы, в том числе по расширению этой дороги. Предприниматели, у которых там находились торговые точки, вынуждены переносить свой бизнес в другие места, потому что эти территории по закону уже определены под капитальное строи.тельство.

По словам Кондрашина, это только видимость, что в городе полным полно свободного места. Тем более что предприниматели хотят занять только рентабельные места, к которым относятся не только дороги, но и внутридомовые территории. Однако жители Петропавловска, по большому счету, не горят желанием видеть перед своими домами новые магазины, загораживающие не только привычный вид, но и порой доступ к солнцу. Поэтому приходится решать проблему другими способами.

- Не скрою, нам приходится предлагать территории, не очень популярные у предпринимателей, например, в Завойко, - говорит Кондрашин. - Ведь это тоже город, южная его часть, и там также живут люди, которым неудобно все время ездить за товарами на базы, сосредоточенные в других концах Петропавловска. Но бизнесменам в Завойко неинтересно - другая проходимость, невысокий оборот. Однако мы вынуждены применять к тем, кто не соглашается на эти условия, соответствующие санкции. То есть вывозить объекты в установленном порядке на определенные площадки.

Как правило, эта участь постигает "самовольщиков", у которых вообще никогда не было никаких договоров. Сегодня специальная рабочая группа регулярно проводит ревизии по выявлению подобных объектов.

Самовольщиков - в... Халактырку

Одна из головных болей городской власти и серьезная социальная проблема - это металлические гаражи.

По закону их собственникам также надо сформировать земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет и уже потом заключить договор аренды. Но не нужно забывать, что основная часть гаражей была установлена еще много-много лет назад, и их владельцами сегодня, как правило, являются люди преклонного возраста. "Сама по себе процедура формирования земельного участка длительная и дорогостоящая, - уточнил заместитель мэра. - И если сказать людям - мол, идите, межуйтесь, формируйтесь сами, то это очень больно ударит по их карману, да и сама процедура займет много времени".

По словам Кондрашина, чтобы сформировать 10 тысяч участков, понадобится не один год, поэтому городские власти приняли решение за счет бюджетных средств создать порядка десяти крупных площадок для установки металлических гаражей. Эти площади будут соответствующим образом сформированы и оборудованы. Впоследствии граждане смогут заключить договор с муниципалитетом, в том числе на оказание услуг по охране и очистке территорий. Но самое главное, гаражи будут находиться там на законном основании. Сейчас эта работа активно ведется, делается проектно-сметная документация, и после принятия бюджета Петропавловска на 2009 год начнется "великое переселение".

- Повторюсь, основная часть проблемы будет решаться за счет мэрии, - подчеркнул Кондрашин, - так как мы понимаем, что взвалить ее на плечи граждан - неправильно и неконструктивно.

Добавим, что площадки будут расположены в разных районах города с соблюдением принципа равноудаленности. Самовольно установленные гаражи отправятся в район Халактырки. Остальным предложат их поставить в районе поворота на Кирпичики, АЗС и т. д., максимально приблизив территории к месту проживания собственников.

...Среди трудностей, возникающих с временными сооружениями, городские власти отмечают их размещение на инженерных сетях - электрических, тепловых, водопроводных, сетях связи и пр. "Проблема в том, что сети постоянно ветшают, здесь часто возникают аварийные ситуации, и нам все чаще приходится реагировать на обращения организаций, которые их эксплуатируют, - сказал заместитель мэра. - А на этих местах, как правило, находятся те же киоски, павильоны и гаражи". По словам Кондрашина, зачастую аварии требуют немедленного устранения, однако, чтобы найти хозяев торговых точек, расположенных в зоне происшествия, иной раз требуются недели, а то и месяцы. Все это усложняет жизнь и предпринимателей, и жильцов задействованных районов, и организаций.

Новые рынки - под крышу

ПРОЦЕДУРА размещения временных сооружений усложнилась и после недавнего принятия Закона РФ о рынках. Исторически, сами по себе, в Петропавловске самостийно сформировались территории, которые стали называть рынками, - 10 км, Авангард, Тушкановский, Северо-Восток, СРВ...

Здесь давным-давно расположились многочисленные павильоны, киоски и лотки. Сегодня же существует федеральный закон, где четко сказано, что рынок должен быть капитальным - крытым строением с необходимой инфраструктурой. Властям выполнить требования этого закона нужно к 2010 году.

Как говорит С. Кондрашин, сейчас в краевом центре уже проводятся ряд запланированных мероприятий по этому поводу. Например, почти построен рынок у фонтана на 6 км, возводится рыночный комплекс на КП. На очереди другие - заканчивается подготовка проектно-сметной документации Тушкановского рынка, рынка на Северо-Востоке.

"Важный момент здесь в том, что в соответствии с законом, управление рынка должно быть только частным, - говорит С. Кондрашин. - И мы надеемся, что инвесторы, вкладывающие свои деньги в строительство рынков, будут соблюдать интересы тех людей, которые там торговали до начала строительства, и будут вовлекать их в деятельность, которая в дальнейшем будет осуществляться уже в рамках нового закона. В виде соинвестирования либо каким-то другим образом. В любом случае, люди должны иметь право выбора - либо остаться торговать в новом рынке на условиях, которые их устроят, либо иметь возможность вложить собственные деньги и затем получать доход от своей доли собственности".

Кондрашин отметил, что сегодня такая работа ведется со всеми потенциальными инвесторами. Единственное исключение - рынок у фонтана, потому что он и раньше был 100-процентной частной собственностью. Тем не менее руководитель Комитета по управлению городским имуществом считает, что та деятельность, которая ведется в районе фонтана, может послужить примером для других. Собственники этого объекта уже опубликовали конкурсную документацию, где сказано, каким образом они будут привлекать предпринимателей для работы на своей территории. И вообще, после завершения строительства этого рынка здесь предполагается значительное увеличение торговых мест. А значит, здесь получат возможность работать продавцы, ныне "обитающие" в других районах Петропавловска.

Киоски - на колеса?

НЕСМОТРЯ на то, что законодательство четко прописывает, что разрешается, а что не разрешается на "красных линиях" городских магистралей, проблем прибавляется с каждым днем. В этой ситуации власти Петропавловска считают выходом пример Петропавловского хлебокомбината.

Киоски хлебозавода находились на территории рынков и в границах основных городских дорог. Но в результате плотной совместной работы с администрацией Петропавловска в городе было найдено 12 участков, которые не попадают под ограничения, связанные с тем или иным законом, с одной стороны, а с другой - полностью удовлетворили потребности предприятия, которому, как и любому другому, сегодня важно добиться рентабельности производства. Сейчас эти участки находятся на стадии формирования, и в скором времени, после всех согласований, хлебные торговые точки приступят к работе.

Мэрия предлагает и другой способ узаконивания торговых объектов. Можно заметить, что в последнее время в Петропавловске значительно увеличилось количество "купав" - передвижных киосков. И это, по мнению мэрии, один из самых действенных методов сохранения "временного" бизнеса. "Купава" является транспортным средством, и под ее эксплуатацию не требуется формирование земельного участка. Предприниматель в этом случае получает лишь разрешение на торговлю на определенном участке. "Мы дали поручения нашим службам выяснить, какие еще подобные конструкции выпускает наша промышленность, - сказал Кондрашин. - Уверен, что благодаря этому многие бизнесмены найдут выход из тупиковой ситуации. "Купава" занимает небольшую площадь и не требует договоров аренды земли, плата за размещение останется прежней".

Как заверяет Сергей Кондрашин, сегодня деятельность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направлена на то, чтобы максимальное число владельцев временных сооружений сохранили возможность осуществлять свою предпринимательскую деятельность. А специалисты мэрии подготовили свои предложения о поправках в федеральное законодательство - этот пакет документов Глава Петропавловска В. Скворцов, будучи в Москве, вручил камчатскому депутату в Госдуме РФ И. Яровой, надеясь на положительный результат.

Фото Анастасии ЕРОХИНОЙ

СПРАВКА

На землеустроительные работы по формированию только одного земельного участка, в зависимости от площади, требуется до 50 тысяч рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах