ВСЕ изменилось в начале 2000-х, когда заработала Мутновская геотермальная станция. Загрузившись в "вахтовку", корреспондент "АиФ-Камчатка" побывал в одном из самых живописных уголков Камчатки.
От вешки к вешке
От "нуля" (пос. Термальный) до Мутновской ГеоЭс около 62 км. Летом по извилистой дороге доехать до места назначения можно часа за 1,5-2. Зимой путь растягивается порой на несколько суток.
"Пару лет назад наша вахта добиралась до места около 42 часов: нас застала метель, видимости никакой, дороги тоже", - вспоминает дежурный главного щита управления станции Александр Черемных.
Вдоль всей дороги, по обеим сторонам, на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга расположены вешки. Каждая из них "вбита" в GPS-навигатор, по показаниям которого и движется транспорт в пургу, когда не видно дороги, от вешки к вешке.
Зимой в этих местах снега выпадает до 15-18 метров. Порывы ветра 50 м/с - норма. Несколько раз эта цифра, по свидетельству энергетиков, достигала 64 м/с.
Работают на Мутновской геотермальной станции вахтовым методом - 15 дней через 15. Живут в уютной гостинице - "шайбе". Одно- и двухместные номера, горячая и холодная вода круглый год, сауна, бассейн с термальной водой, комната отдыха... Но - никакого Интернета, и всего пять телеканалов: "Россия", НТВ, "Культура", "Спорт", "Пятый"...
5 месяцев дома
"Первые дней пять здесь жить отлично, потом становится скучновато, хочется домой", - говорит персонал станции.
За год сотрудники Мутновской ГеоЭС проводят дома 5 месяцев, еще 5 - на Мутновке и 2 - в отпуске.
"Раньше я служил на подводных лодках, так что к автономной работе привык, - говорит Александр Черемных. - Но здесь за год провожу времени больше, чем на подлодке".
Сама станция располагается на высоте 800 метров над уровнем моря. И хотя по материковским меркам такая высота не считается даже среднегорьем, на Камчатке отсчет другой. 800 метров Авачинского перевала считаются нормальной подготовкой даже для спортсмена. Поэтому сотрудникам станции доплачивают за проживание на высокогорной территории. Приплачивают и за вредность. "Вредностью" в данном случае являются выбросы сероводорода. Впрочем, его концентрация на Мутновке - в пределах нормы.
Производство здесь полностью автоматизировано. Лично я не видела в цехах ни одного рабочего. Живые души обнаружились лишь в так называемом щите управления - просторном кабинете с пятью операторскими станциями и десятью мониторами, с помощью которых и происходит полное управление всеми процессами ГеоЭС. Персонал работает вручную только в момент переключения, открытия и закрытия задвижек, ну и, конечно, во время ремонта. Как рассказал заместитель начальника электроцеха Алексей Любин, в той воде, которая бьет из-под земли, содержится едва ли не вся таблица Менделеева, что сильно влияет на оборудование. "Ремонт превращается в целую операцию по очищению отложений, - говорит Алексей Анатольевич. - Раз в год на три недели останавливается все оборудование станции, ремонтный персонал в этот период занят на 100%".
Под осень, в свободное от работы время (ремонтники здесь трудятся по 11 часов в день, а оперативный персонал заступает на смену 12 через 12 часов), сотрудники станции отправляются на "тихую охоту". На Мутновке водятся в основном белые грибы. Вот только выше 10 см они не вырастают - сильный ветер дует почти постоянно.
Забегают сюда и дикие животные. Помимо медведей встречаются горностаи, черные и рыжие лисы. Все здешние помнят, как лисица в прошлом году приводила весь свой выводок - лисят кормили с руки...
ДЛЯ СПРАВКИ
Одновременно на Мутновке несут вахту около 70 человек, включая технический, обслуживающий персонал, геологов. Кормят здесь трижды в день. Рацион - из расчета 125 рублей на человека. Чтобы доставить пищу, раз в две недели с "большой земли" приходит "вахтовка", полностью набитая продовольствием. Между прочим, еда, которую готовят в столовой, по-домашнему вкусная и порции большие. Есть и аварийный запас продуктов. Правда, его стратегическое количество и ассортимент нам узнать и не удалось. Ответ был таков: "Сухого пайка на экстренный случай достаточно".