Примерное время чтения: 7 минут
119

Своя еда карман не тянет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 22/07/2008

В этот список входят и лосось, и икра, которую, как оказалось, дешевле раскатать в Москве и привезти на полуостров, нежели сразу легально продать на Камчатке. Даже в разгар путины львиная доля море- и рыбопродуктов на прилавках магазинов - производства других весей и стран, вплоть до Китая и Вьетнама. Вообще же, по информации камчатского минсельхоза, доля привозных продуктов у нас достигает 85%.

Как известно, умные ученые рекомендуют употреблять в пищу то, что произрастает и водится в районе нашего проживания. Если камчатцы последуют этому совету, то им придется довольствоваться лишь скудным набором продуктов, а на десерт употреблять, в основном, дикие ягоды. Яблоки-груши у нас не растут, животноводство - одно название, "производственные комплексы по переработке рыбы и сельхозпродукции" дают населению мизерный процент еды.

А ведь были времена, когда мы пили фабричные соки из камчатских дикоросов, ели соленья-варенья из природных кладовых, а совхозную молочную продукцию мог позволить себе любой пенсионер. Сегодня же термальные овощи и парное мясо стали деликатесами, сильно бьющими по карману.

Насколько Камчатка зависит от привозных продуктов и куда делась местная еда? С этим вопросом корреспондент "АиФ-Камчатка" обратился к министру сельского хозяйства Камчатского края Андрею Сизинцеву.

Запас - на полтора месяца

- В магазинах должно быть всё, и не надо загонять себя в рамки, что рыба и все остальное у нас должны быть только собственного производства, - считает Андрей Сизинцев. - Понятно, что на Камчатке фрукты не растут, но тем не менее они всегда есть в продаже. Причем не только китайские, но и американские, бельгийские... Согласен, в целом проследить весь ассортимент продукции, который у нас продается, невозможно. Это нерегулируемый процесс, потому что мы не можем указывать коммерсантам, какой товар из какой страны или региона приво.зить. Естественно, поставщик ищет пути, чтобы получить максимальную выгоду. Но продовольственного бедствия на Камчатке точно не будет. Есть сложности в Корякии - из-за отсутствия дорог. Но в целом край всегда имеет постоянный полуторамесячный продовольственный запас.

- Андрей Иванович, ну а теоретически Камчатка может сама себя прокормить?

- Если говорить об овощах - картошке, моркови, капусте и прочем, здесь мы способны обеспечить себя на 100%. А остальное... Крупа у нас вся завозная, мука тоже, фрукты импортные. Парадокс заключается в том, что привезти яблоки-груши из Америки дешевле, чем, например, с Кубани. Яйца мы производим порядка 70 - 80% от потребности, завозное яйцо, как правило, поставляется лишь в пиковые периоды - на Пасху и другие праздники, поэтому нашему птицепрому в единственном числе (птицефабрика "Пионерская") есть куда расти. Когда-то была птицефабрика в поселке Зеленый, но ее довели до банкротства, и сейчас там остался один остов. Хотя в стратегии развития края мы предусмотрели ее восстановление. Мясо мы никогда не производили на всю Камчатку, максимально - 20% от потребности. Сегодня, к сожалению, только 7%. Хотя, вы сами видите, что сейчас развивается мясопереработка, и мясопродукция производства наших комбинатов ориентирована на любой доход.

- Правда, изготавливается она также из привозного сырья...

- Отчасти да, но, например, Елизовский свинокомплекс, птицефабрика используют исключительно собственное сырье. Достичь 100% обеспечения населения мясом в наших условиях нельзя из-за отсутствия кормовой базы. Произвести ее невозможно, поскольку на корм скоту в основном идет пшеница и ячмень. Мы выращиваем около 300 тонн зерна в Мильковском районе, но этого, конечно же, не хватает для полноценного развития животноводства. И потом, наше зерно не успевает вызревать, поэтому уступает по качеству привозному.

Сельское хозяйство "износилось"

- Понятно, что разводить скот у нас не выгодно, но выращивать овощи на термальных источниках, как это было раньше, вполне реально. Почему славный Термальный совхоз продолжает порастать бурьяном?

- Сегодня мы просчитываем варианты, где выгоднее разместить тепличный комплекс, и горячие источники - не обязательное условие для его создания. Вообще, тепличное хозяйство - это сложный инженерно-технический механизм, который требует больших вложений. Да, раньше Термальный совхоз был эффективным производством, до 90-х годов прошлого века сельское хозяйство на Камчатке было на высоте. Мы получали колоссальную государственную поддержку. Сейчас есть нацпроект, гос.программа поддержки агропромышленного комплекса, но сельское хозяйство настолько "износилось", что на реанимацию потребуется очень долгое время и деньги.

- Какие регионы - наши основные поставщики? Есть ли запреты на ввоз той или иной продукции?

- Мука, крупа, макароны к нам поступают из Алтайского края, Новосибирска, Омска. Мясо и птица - из Америки, Новосибирска, Барнаула, Краснодарского края, Приморья. К ввозу в Россию запрещено китайское мясо. Есть ограничения на ввоз говядины из Англии, свинины из Аргентины и так далее. Причем относительно некоторых стран существует номенклатура заводов, с которых можно или нельзя поставлять мясо.

- Кстати, о муке. В Петропавловске много лет успешно работал мелькомбинат. Однако в 2002 году он канул в Лету. Этот объект будет восстановлен?

- Сегодня нашлись инвесторы в Барнауле, которые займутся модернизацией мелькомбината. Думаю, уже в следующем году мы будем производить собственную муку. Планируется, что мука поступит в переработку, и мы наладим выпуск макаронных изделий. Отходы мучного производства можно будет использовать на корм скоту, а это дополнительный толчок в развитии животноводства. Кстати, мукой мы в состоянии обеспечить себя полностью.

У покупателя должен быть выбор

- Почему местная молочная продукция практически недоступна для массового потребителя?

- Стоит разграничивать продукты социальной направленности и так называемые деликатесные. Местное молоко, благодаря программам гос.поддержки, все-таки дешевле. Для сравнения - привозное молоко в тетрапакетах уже достигает 50 рублей за литр и выше. Если говорить о твороге, масле, то да, эти продукты дороже, но они и по качеству заметно превосходят аналоги из других областей. Хороший продукт должен стоить дорого. К сожалению, сельскохозяйственная отрасль на Камчатке не самая привлекательная для инвесторов.

- В последнее время много говорили о возрождении оленеводства...

- Оленей осталось очень мало. Если в 90-х годах поголовье составляло 120 тысяч, сегодня - 30 тысяч, поэтому на забой оленей на три года установлено табу. Сегодня мы платим зарплату оленеводам, снабжаем их продовольствием, предоставляем технику.

И когда стадо дойдет до 50 - 60 тысяч голов, можно будет говорить о плановых забоях.

- Андрей Иванович, вы говорите о планах восстановления отрасли. А что конкретно сделано?

- Мы уже приступили к модернизации производств, хотя и не самыми быстрыми темпами. Птицефабрика подписала контракт с испанской фирмой на реконструкцию птичника, для Заречного удалось закупить несколько единиц техники нового поколения. В перспективе - строительство новых животноводческих комплексов. Мы хотим перевернуть агропромышленный комплекс Камчатки с головы на ноги, но насколько быстро это получится сделать - пока трудно сказать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах