В марте 2004 года в Петропавловске был открыт мужской монастырь великомученика Пантелеимона - первый и единственный на Камчатке, самый восточный в мире.
Удивительно, но о его существовании в нашем крае знают немногие.
Хотя находится монастырь неподалеку от центра города, на сопке, что выше мехзавода, в 30 метрах от дороги на Сероглазку.
Когда в Петропавловске возводят рядовой супермаркет или игровой клуб, весть об этом разносится с быстротой молнии. А годовщина православной обители, которой только из-за географического положения суждено стать краевой достопримечательностью, прошла тихо и незаметно.
В том, что монастырь расположен в таком удобном и живописном месте, иеромонах Антоний (наместник монастыря) видит промысел Божий. Еще до революции здесь стояла часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1932 году ее передали в ведение радиоцент-ра, но несколько лет назад радиоцентр переехал, и Камчатской епархии удалось вернуть землю себе. Хотя сделать это было непросто.
На монастырскую территорию положила глаз какая-то владивостокская фирма, намереваясь отгрохать там нефтебазу. "Коммерсанты нам даже угрожали, - вспоминает отец Антоний. - Говорили, что все равно нас выживут. Думали, наверное, что при помощи денег любой вопрос решить им под силу". Но человек предполагает, а Бог располагает. Предприниматели эти вскоре обанкротились и оставили монастырь в покое. Но трудности его на этом не закончились. "То ли людей у нас мало, и мы не можем молитвами оградиться, то ли Господь нас так смиряет, чтобы вместе со строительством монастырских стен и наши духовные стены укреплялись, - рассуждает отец Антоний. - Понадобится нам, например, кран. Строительная организация идет навстречу, но у них именно в этот момент машина сломается или с крановщиком что-нибудь случится. Нанимаем рабочих для отделки молельной, они поработают пару дней и заболеют. И так во всем. Люди вроде бы готовы нам помочь, но какие-то внешние обстоятельства, которые от человека не зависят, препятствуют. Кроме как вмешательством бесовских сил я это объяснить ничем не могу".
Чтобы стройка не останавливалась, наместнику пришлось пойти на крайнюю меру - пригласить на работу женщину-мастера. Хотя для мужского монастыря это событие чрезвычайное. "Существует три законных основания, по которым монах может покинуть монастырь. Первое, если игумен - еретик, второе, если малые дети в монастыре учатся, и третье, если женщины в нем работают, - рассказывает отец Антоний. - Но у нас сейчас все монахи в отъезде, так что я взял на себя такую ответственность".
Кроме монахов, живут при монастыре и пять трудников. Так называют людей, которые работают бескорыстно, набираются духовного опыта, но имеют полное право, при желании, вернуться к обычной жизни. 24-летний Антон здесь всего неделю. В миру он работает слесарем в бойлерной сутки через трое. А все остальное время проводит в обители. "Узнав о моих планах, родители сначала испугались - сын в монастырь уходит, - говорит Антон. - Но когда поняли, что стать монахом я не планирую, успокоились, сменили гнев на милость. Понимают - плохому тут не научат".
Другому труднику - Олегу - около 30 лет. По национальности он - эвен. Несколько лет назад в поисках лучшей доли приехал в город из корякского села Хаилино. В Петропавловске ни родственников, ни знакомых. Какая участь могла его ожидать - одному Богу известно. Но в аэропорту он совершенно случайно встретил своего однокашника, который и привел его в монастырь. В нем Олег живет по сей день. В свободное от хозяйственных забот время учится иконописи. Еще один монастырский трудник, Константин, - подполковник в отставке. Работает здесь и молодой парень, который в миру совершил какое-то преступление. Сейчас он находится под подпиской о невыезде, ожидает суда. А пока идет следствие, живет в монастыре, исправляется духовно.
- Не нарушают ли трудники монастырские правила, - интересуюсь я у отца Антония.
- Если только по мелочам. Не пьет никто - это точно. А вот покурить тайком начинающие трудники могут, или радио, например, послушать, хотя у нас это не приветствуется.
- В монастыре есть библиотека, какие книги самые популярные?
- У нас, в основном, религиозные книги и немного светских, исторических. И знаете, - улыбается отец Антоний, - я стал замечать, что они среди трудников наиболее читаемые.
- В современном обществе есть такое понятие - карьера. Честолюбие, желание повыше забраться по служебной лестнице порою даже поощряется. А возможна ли конкуренция между трудниками, послушниками, монахами, ведь у священнослужителей тоже существует иерархия?
- Наша жизнь строится по евангельским заповедям. А Господь говорит: кто хочет быть первым да будет всем слугой. Один из святых отцов приводил в пример пирамиду жизни. В миру, кто посильнее, старается забраться на вершину. Но устоять на ней сложно. Там пик, макушка, с которой тебя все норовят столкнуть. Пирамида эта неустойчивая и непостоянная. В церкви все наоборот. Здесь действует принцип перевернутой пирамиды. Кто сильнее - оказывается внизу, на нем все держится, он сам всем служит. Вот и получается, что чем выше твое положение в церковной иерархии, тем больше тебе надо трудиться, заботиться о ближних. Поэтому у монахов нет карьерных устремлений, во всяком случае, их быть не должно. Дай Бог каждому из нас пронести тот крест, который Господь уже возложил.
Сегодня крест отца Антония - строительство монастыря великомученика Пантелеимона. Идет оно ровно четыре года, но впереди еще очень много работы. Надо врата построить, часовню, кузницу, гараж, братский и паломнический корпуса. "С Божьей помощью мы монастырь, конечно, поставим. Но когда это произойдет, даже приблизительно сказать не берусь", - вздыхает Антоний. О своем будущем он тоже не загадывает. Сейчас ему 29. Когда-то он занимался бодибилдингом, окончил Камчатский технический университет, работал преподавателем в колледже. В монастыре с 2002 года. В 2004 вместе с братьями по епархии совершил паломничество на Афон, где и был рукоположен в монахи. Разве мог хоть кто-нибудь предположить лет 10 назад, что именно так сложится его судьба? Наверное, нет. Ибо неисповедимы пути, которыми находит Бог человека.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть