Не все камчатцы любят апрель. Горы снега активно превращаются в реки на дорогах и в межквартальных проездах.
Разбросанные горожанами банки, бутылки и другой мусор выступают из-под сугробов. Кругом грязь, неухоженность. Вот такая у нас весна. Но все равно - ВЕСНА! Вот и на летнее время перешли. И все больше на улицах женщин в юбках, а не в брюках. И май скоро. И скоро почки на деревьях набухнут.
И очень захотелось взять интервью у ВЕСНЫ. Оказалось, что в Петропавловске - это не проблема. Достаточно просто прийти в Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, где первым проректором по научной работе, инновационной и международной деятельности работает доктор психологических наук, профессор по фамилии Весна, по имени и отчеству - Елена Борисовна.
- Когда вы называете свою фамилию при знакомстве, какой бывает реакция?
- Нормальная реакция. Единственно, что характерно, часто сразу забывают про настоящее имя и предпочитают использовать фамилию вместо имени.
- Не могу не спросить, как вы относитесь к весне как времени года?
- Я полюбила ее лет 15 назад, когда впервые оказалась весной в Москве. На Камчатке настоящей весны нет. А в столице впервые поняла, почему все так любят весну, впервые увидела как цветут яблони.
- А по характеру вы больше кто?
- Если весна, то только камчатская. То есть неустойчивая, настроение часто меняется.
- Вы только что вернулись из Германии. А какая там весна?
- Я весь март проработала в научном центре города Аахе, а жила в городе Юлих, это недалеко от Дюссельдорфа. Там весна, как у нас лето, климат неустойчивый, морской: то дождь, то ветер. В марте еще популярная одежда - сапоги, куртки. А в конце марта уже резко потеплело.
- Какова была цель поездки - личная или научная?
- Конечно, научная. Мы уже давно работаем по программе, которую нам заказало Министерство образования и науки, изучаем поведение личности в экстремальных условиях. Наши исследования заинтересовали не только российских специалистов, но и зарубежных. Тем более, что у них немного другая идеология исследований, они по другому их выстраивают.
- Вы имеете в виду, что русскому в порядке вещей, то немцу - экстремальные условия?
- Процентов 30 в центре это не нем-цы, а приезжие из СНГ - из Киева, Москвы. Они работают по контракту, кто-то решил остаться там навсегда. Наши специалисты за рубежом высоко котируются. Какому работодателю не понравится, что на то, на что немец затрачивает 2 часа, русскому достаточно 15 минут. На мой взгляд, они живут в тепличных условиях. С Россией, а уж тем более с Камчаткой никакого сравнения, какой бы пласт мы не взяли: природные условия, социальные, экономические, связанные с нашей удаленностью. У них таких проблем нет.
- Это преподаватели. А студенты как реагировали на вас?
- Студенты реагировали на российских преподавателей очень хорошо. По моим наблюдениям, молодежь разных стран очень похожа друг на друга. Чем старше поколение - тем больше ощущается расхождение.
- А вы давно занялись такой темой?
- Уже лет пять. С тех пор, как она в России попала в число приоритетных. А у нас в университете была создана лаборатория психологических проблем развития личности. В последние годы мы активно сотрудничаем в этом направлении с МГУ. К нам регулярно приезжает очень известный в области исследования личности специалист, профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев, который заинтересовался нашей работой.
- Среди знакомых нет людей с такими же интересными фамилиями?
- Среди известных ученых в психологии есть профессор Зимняя, есть ученый по фамилии Зима.
- Конечно, вы просто по возрасту не могли знать этого человека, но в 60 - 70 годы прошлого века начальником Петропавловск-Камчатского мореходного училища работал замечательный педагог, которого звали Юрий Иванович Камчатка.
- Хорошая фамилия.