Примерное время чтения: 6 минут
52

Удержим ли краба, земляки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 04/03/2008

2 марта россияне выбрали нового Президента. А накануне - 1 марта должен был быть выполнен пункт 11-й перечня камчатских поручений Президента старого.

Он в изложении выглядит так: "Разработать меры по сохранению водных биологических ресурсов в районах промысла при разработке нефтяных месторождений на континентальном шельфе". Мы поинтересовались в пресс-службе краевого правительства судьбой поручения. Нам объяснили: "Работа идет".

Укол мимо вены

"Всем давно понять пора бы, как вкусны и нежны крабы" - эту рекламу советских времен еще, наверное, помнят старики. Мое детство проходило в прибалтийской республике, и я помню витрины гастрономов, уставленные банками с таинственной надписью "CHATKA". Местные жители их игнорировали. Копченый угорь, на худой конец - балычок из осетра или черная икорочка - еще воспринимались как деликатес. А от "нирыбынимяса" воротили нос. Когда крабов, наконец, распробовали, те из продажи исчезли. Во всяком случае, из свободной.

Иногда вокруг этого беспозвоночного ракообразного кипели страсти, никакого отношения ни к биологии, ни к экологии не имеющие. "Дер-жи краба, земляк!" - призывали члены "Комитета против лжи", созданного депутатами областного Совета в 2004 году. Они узнали тогда, что бывший в то время губернатором Михаил Машковцев втихаря дал свое согласие на геологоразведочные работы на Западно-Камчатском шельфе, которые по убеждению членов комитета уничтожат популяцию камчатского краба как таковую. А когда поборники разработки шельфа начали убеждать, что именно от нефти зависит подъем экономики полуострова, кто-то из депутатов заметил, что если поступления налогов от разработки и будут, то только в федеральный бюджет. А кроме того, были приведены слова специалистов, которые сравнили бурение с уколом мимо вены.

Восстали и рыбаки. В обращении к камчатцам (2004 год) представителей "Акроса", колхоза им. Ленина, "Камчатимпекса", "Усть-Камчатрыбы", "Холкамфлота" и других предприятий говорилось, что шельф полуострова - роддом камчатского краба. А разведка и добыча на нем нефти - катастрофа, которая лишает Камчатку будущего.

Депутаты даже попытались инициировать проведение регионального референдума о том, согласны ли камчатцы с добычей нефти на шельфе. Шуму было много, но после того, как выборы прошли и все равно опять победил Машковцев, страсти поутихли, а с назначением нового губернатора вообще сошли на нет.

По соседству с рыбаками

Между тем в Петропавловске появилась новая организация - Камчатнефтегаз. По иронии судьбы, ее офис оказался в одном здании с офисом крупной рыбодобывающей компании. Хотя в документах значилось: юридический адрес - Южно-Сахалинск. КНГ развил активную благотворительную деятельность: что-то подарил областной детской больнице, что-то Тигильскому району.

Сменились настроения и у депутатов. Они, видимо, поняли М. Машковцева - добыча нефти может и не нанести урона природе вообще и популяции краба, в частности. Надо только провести экологическую экспертизу и выполнить комплекс мероприятий, направленный на снижение негативных последствий, вызванных работами на шельфе. Короче, если нельзя, но очень хочется, то - можно.

И еще деталь. Представители "Роснефти" все время подчеркивают, что речь идет только о разведке. Мол, никаких данных о том, что там нефть есть, нет. Опубликованные в печати данные о возможных 5,8 млрд тонн нефти - это только гипотетическое предположение. Так что, вполне возможно, что, пробурив пару скважин, компания свернет работы и уедет со своим опытом в другое место.

И лига против!

Противоборство сторонников нефтеразработок и их противников продолжается до сих пор. И у тех, и у других - свои аргументы. Приведем самые полярные. Вот мнение ихтиолога, координатора морских программ Камчатского- Берингийского экорегионального отделения WWF Анатолия Декштейна:

"В случае добычи и разведки углеводородов на Западно-Камчатском шельфе запасы водных биологических ресурсов будут подвергнуты дополнительному риску уничтожения.

Поэтому мы считаем, что принятие решения о такой деятельности на морских акваториях должно сопровождаться тщательным анализом реальной выгоды от этих проектов в сравнении с традиционной рыбохозяйственной деятельностью. В ситуации слабой защиты или отсутствия защиты водных биоресурсов такая деятельность в принципе недопустима".

Противоположный довод привел в интервью нашей газете еще в 2005 году тогда руководитель территориального агентства по недропользованию по Камчатской области и КАО Александр Литвинов:

"Каспийское море не уступает по биопродуктивности Охотскому, однако там морская нефтедобыча ведется с начала 20 века. Норвегия - рыбацкая страна, но в Северном море норвежцы добывают нефть очень активно. Более того, именно за счет нефти уровень жизни в Норвегии на сегодня самый высокий в мире. Современная методика сейсморазведочных работ такова, что она оказывает минимальное воздействие на природу".

А в это время...

Между тем, хотя о начале бурения еще только говорят, краб уже исчезает.

В 2006 году добыча его камчатского вида по настоянию ученых была запрещена. Толку тот запрет дал немного. Выступая на Международном съезде рыбаков, губернатор Приморья С. Дарькин привел следующие данные: "Только в 1-м полугодии на рынок Японии было поставлено 10 тыс. тонн камчатского и синего краба".

В феврале нынешнего года на заседании Дальневосточного научно-промыслового Совета во Владивостоке также было принято решение "прекратить официальный российский промысел краба на Дальнем Востоке". А это значит, что краб, появившийся в магазинах Кореи, Японии, Китая, будет только браконьерским. Таким экспериментальным путем можно будет выяснить, а так ли уж опасны для крабов нефтеразработки, или он исчезнет и без них.

Пока же в супермаркетах Петропавловска, на его рынках краб еще есть.

Долго ли будет еще - вот вопрос. Погубят ли его нефтеразработчики, браконьеры или случится чудо (браконьеров арестуют, нефтяники с шельфа уйдут или останутся и будут работать аккуратно, не вредя деликатесному биоресурсу), узнаем позже. Ждать осталось немного.

А может, и бог с ним, с крабом? Ну не попробуют его наши внуки. Как не попробуют черной икры наши дети. А если однажды дите и спросит: "А что такое крабы?", мы им всегда сможем купить крабовые палочки. Они даже чуть-чуть похожи на вкус. Зато при их изготовлении не страдает ни одно ракообразное.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах