Своя дорога была и у председателя отдела Петропавловской и Камчатской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и силовыми структурами иерея Александра Пономарева. И храм у него оказался особенный - гарнизонный.
нередко дорога к храму начинается, когда у человека возникают какие-то житейские проблемы, помочь преодолеть которые не могут ни самые родные люди, ни самые верные товарищи. Был такой момент и в жизни Александра Борисовича, тогда еще офицера-подводника капитана 2-го ранга. Один из его командиров посоветовал: "Обратись в церковь, поговори со священником". В Петропавловске тогда действовал единственный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла, настоятелем которого был отец Ярослав Левко, и офицер пришел к нему.
Встреча с отцом Ярославом
- Я был некрещеный, но отец Ярослав согласился меня выслушать, - вспоминает иерей Александр. - Он очень долго беседовал со мной, посоветовал креститься, что я в скором времени и сделал.
В 1994 году в пос. Рыбачьем была создана первая на Военно-Морском флоте России православная община. А. Пономарев стал одним из ее учредителей. В 2000 году, уже офицером запаса, он был рукоположен в священники и назначен настоятелем гарнизонного храма святого апостола Андрея Первозванного.
- Как восприняли ваш шаг товарищи по службе, ваша семья?
- Товарищи - спокойно. Мы вместе служили, вместе ходили в автономки. Поэтому в наших отношениях ничего не изменилось. И в семье отнеслись нормально. Моя дочка тогда маленькой была, говорила: "Каждый день буду брать у батюшки благословение", что и делала, идя в школу. Сегодня она уже взрослая - студентка 5-го курса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
- В чем особенность вашего храма?
- С самого начала вся работа общины, а затем и прихода, направлена на духовное окормление военнослужащих и членов их семей. Сейчас на флот приходит очень много воцерковленной молодежи, особенно призванной из сельской местности. Я рассказываю об истории эскадры, истории православия на Камчатке, беседую со многими лично. Предлагаю, как это было принято в русском воинстве до 1917 года, принимать присягу на Кресте Евангелия. Все православные, а их большинство, на это соглашаются.
- А что делать ребятам другой веры?
- Традиционно к нам призываются ребята из Восточной Сибири и с Дальнего Востока. Среди них есть немного ламаистов и буддистов, редко бывают католики. Если говорить о мусульманах, то их единицы. Договор о сотрудничестве с Вооруженными силами РФ из всех религиозных конфессий подписала только Русская Православная Церковь. Поэтому все неправославные могут встречаться со своими духовными руководителями только вне территории воинской части. А это в период службы нереально.
- И они остаются без вашего внимания?
- Нет, и они обращаются ко мне, когда возникают вопросы. Стараюсь помочь и им, но сразу предупреждаю, что проблема рассматривается только с точки зрения православия.
Священник - не замполит
- С чем приходят к вам люди?
- Если исключить участие в таинствах Церкви и богослужениях, то приходят за советом, чаще всего, по духовным вопросам. У человека иногда бывают минуты такого отчаяния, что он готов наложить на себя руки. Причины - разные, но чаще из-за винопития и неразделенной любви. Как-то один такой человек пришел. Оказалось, что хоть и крещенный, но крестик не носит, к религии относится постольку-поскольку. Мы долго беседовали, я пригласил его на богослужение. Потом помазал святым маслицем, водичкой святой окропил, крестик на него надел, иконочку его небесного покровителя подарил. Прошло время, увидел его на богослужении, потом еще, еще... Понемногу движется к нормальной жизни. Другой пример: как-то пришел матрос по призыву, сбежавший из части.
- Били "годки"?
- Сейчас "годки" не бьют, а вымогают у молодых деньги. Но здесь другая причина была - он очень хотел служить со своими земляками в другом месте. Я поговорил с ним, потом с командиром и с его заместителем по воспитательной работе, вскоре парня перевели в другую часть. Иногда приходят с бытовыми, семейными проблемами.
- Но вы же не замполит, квартиры не даете.
- Да, квартир не даю, но мы взаимодействуем с командованием и с администрацией города. Вот такой пример: недавно звонит мне один человек из Петропавловска, хочет переехать жить и работать в Вилючинск. Просил помочь прописаться. Владыка благословил меня на эту помощь, и я обратился к нашему главе города - А. Маркману. Он пошел навстречу.
- Маркман бывает в вашем храме?
- Бывает, хотя он и не православный человек. У нас в храме есть плиты с именами погибших подводников, в том числе и с АПЛ "К-429", на которой служил и тонул Александр Борисович. Тогда часть моряков он спас лично. Всегда, когда он заходит в храм, ставит за "своих ребят" свечку.
Иконы мироточат
- Какие еще достопримечательности есть в вашем храме?
- Очень много мироточащих икон: Николая Чудотворца - покровителя моряков, Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского, святого великомученика и целителя Пантелеимона... Есть частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского.
- Вы - боевой офицер, ставший священником. Нет ли противоречия между этими должностями? Сказано же в Божиих заповедях: "Не убий!"
- Эту заповедь многие понимают неправильно. Убить же можно не только оружием, но и словом. А служение Отечеству - это высшее служение в православии.
- Вы - священник, но офицер запаса. Морскую форму хотя бы иногда надеваете?
- Да, я уволен в запас с правом ее ношения.