Если профессия учителя - одна из старейших на земле, то профессия школьного психолога - одна из новейших.
Во всяком случае, в советской школе такой должности не было. Накануне Дня учителя корреспондент "АиФ-Камчатка" встретился с педагогом-психологом средней школы N 3 Петропавловска Ольгой Валентиновной Райхман.
Воспитать или только накормить?
- Если раньше в классе случалось ЧП, то вся ответственность ложилась на классного руководителя. Сейчас в штате школы есть психологи. Значит, в случае чего, все стрелки можно перевести на них?
- Конечно же, психологи в школах появились не для этого. Просто новые времена порождают новые проблемы. Причем (и это важно) не только у детей, но и у родителей, учителей. Ошибка - противопоставлять психолога другим учителям. Мы решаем одну задачу, вместе участвуем в педсоветах, педагогических консилиумах, встречаемся с родителями. Психолог, по своей сути, - связующее звено между родителем, ребенком и педагогом.
- Можете привести характерный пример того, как вы помогаете родителям во взаимоотношениях с детьми?
- Если раньше главной проблемой, с которой родители шли в школу, была успеваемость их ребенка, то сегодня поводов для обращения пап и мам за помощью стало больше. К сожалению, часто встречающаяся ситуация - развод родителей. Они приходят советоваться, как сделать, чтобы этот болезненный процесс меньше отразился на ребенке. Хотя я вынуждена признать, что родители чаще обращаются к психологу тогда, когда дома уже что-то случилось.
- Каковы характерные особенности современной семьи?
- Сегодня, к сожалению, воспитание ребенка в семье стало менее важным моментом в жизни родителей. Главным стало - накормить ребенка, одеть его и обуть. Родители много работают, чтобы заработать деньги. А на воспитание остается 10 минут вечером, которых хватает только на то, чтобы узнать, какую отметку принес и по какому предмету. Но ведь чаще всего все дет-ские проблемы зарождаются именно в семье. Дети как губки - они в себя впитывают все, что происходит дома. Кто-то умеет выплескивать накопившееся, поплакать и забыть, а кто-то нелады в семье воспринимает очень болезненно.
Еще одна характерная особенность - папы в нынешних семьях часто устраняются от воспитания. Папа считает, что он добытчик, и этим его роль в семье ограничивается. Когда психолог понимает, что проблема ребенка - в отце и просит его зайти в школу, очень часто такие просьбы остаются без ответа.
Сказки "в тему"
- Семьи бывают разные. Благополучные и не очень. Богатые и бедные. Есть семьи, где мамы вообще не работают.
- Проблем хватает и в благополучных семьях, и в богатых. Бывает, что мама с утра до вечера дома, а ребенок оформляется в "продленку". Бывает, что ребенок дома и с мамой, но он все равно чувствует себя брошенным. А есть многоработающие мамы и папы, но при этом находящие время заниматься своими детьми. Все зависит от уровня воспитания самих родителей, от их образования, от того, желанным ли было рождение их ребенка.
- Неужели бывает, что мама приходит в школу и говорит: "Не взыщите, но Петя (Ваня, Коля, Маша) у меня не желанный"?
- Конечно, нет. Но одна мама приходит в школу со слезами в глазах и просит: "Помогите!", а другая говорит: "Делайте с этим чудовищем что хотите - вам за это деньги платят". Здесь и так понятно, какой это ребенок.
- Помните старый фильм "Чучело"? Ребенок-изгой в классе - частая проблема?
- Не частая, но болезненная. Дети ведь более жестоки, чем взрослые. Их агрессия проявляется очень активно. Многое зависит и от того, открыт ли ребенок, хочет ли он дружить с другими, научили ли его в семье взаимодействовать с окружающим миром? В подобных случаях надо работать и с каждым учеником, и со всем классом. Есть разные приемы. Я работаю с младшими классами, а их ученики еще очень любят сказки. Можно, например, вспомнить с ними сказку "в тему" (например, про гадкого утенка). Или придумать свою, в которой главный герой очень страдает от того, что его не любят. Дети начинают рассуждать о том, как можно помочь сказочному герою, а потом соотносят сказку с жизнью.
- Что вы, как педагог-психолог, хотели бы пожелать родителям накануне своего профессионального праздника?
- Я пожелала бы им всегда помнить о том, что есть такое понятие - банк детских воспоминаний. Дети запоминают каждое, даже на лету, мимоходом, сказанное в их адрес слово. И это слово - доброе или несправедливое, в будущем может обернуться или большим счастьем, или большой бедой. Любите ребенка только за то, что это ваш ребенок!
Цифры
В Камчатском крае работают 126 школ (64 - городские и 62 - сельские). В них обучается 35 тыс. 600 учеников (27 тыс. 400 - в городах, 8 тыс. 200 - в селах). Педагогическим трудом на Камчатке занимаются 3 тыс. 400 учителей (2 тыс. 300 - в городах, 1 тыс. 100 в селах).