Мы неоднократно сообщали о том, что на дорогах Петропавловска что-то происходит с автобусами. О том, что их слишком много. О том, что водители часто устраивают гонки, невежливы на остановках и друг к другу, и к пассажирам.
В самом начале работы администрации В. Скворцова решение проблемы общественного транспорта было обозначено как одна из первоочередных задач новой городской власти. Надо сказать, что проблема действительно существовала. Самые прибыльные маршруты "оседлали" водители-одиночки. Льготников они не возили, графика движения практически не соблюдали. Весной 2005 г. на встрече в горадминистрации с руководителями областного центра водителям-частникам было заявлено: время одиночек кончается. Планировалось, что перевозками займутся крупные предприятия, которые право на обслуживание пассажиров получат по результатам конкурса. Автобусы перестанут разделяться на "коммерческие" и "некоммерческие" - льготников повезут все! Специалисты намеревались пересмотреть маршрутную схему города и даже самые невыгодные маршруты перераспределить между пользователями, независимо от формы собственности.
В ответ на жалобы пассажиров администрация пообещала "разработать" механизм и "провести работу" с владельцами машин и водителями. Горожане ждали конкурса и его итогов. Но осенью "случился" объединительный референдум, властям было не до конкурса, а со временем о нем, судя по всему, позабыли.
Тем не менее, изменения в лучшую сторону произошли. С маршрутов исчезли водители-одиночки. Автобусы поделились на "с желтыми трафаретами" и на "с белыми". "Желтые", в которые попали и частные бригады, начали возить льготников. Казалось, ситуация стабилизировалась. Однако худа без добра не бывает. Выяснилось, что автобусов у нас слишком много, они скапливались на остановках, затрудняя движение автомобилям.
В первые месяцы нового года об автобусных проблемах вспомнили вновь. Из уст начальника транспортного управления прозвучало: из-за обилия "льготников" и подорожания бензина работа автобусов перестала быть окупаемой. Необходимо повысить плату за проезд до 15 рублей. Администрация с такой ценой не согласилась. Было объявлено, что с 1 марта проезд действительно подорожает, но всего на 2 рубля. Речь, естественно, шла о "желтых" автобусах, тех, кто "включен в единую городскую маршрутную сеть".
И вдруг, когда горожане внутренне смирились с неизбежным, в салонах автобусов "белых" появляются объявления о том, что в "арендах" проезд не подорожает и останется прежним - 10 рублей. В такой ситуации получалось, что из "желтых" автобусов уйдут немногочисленные плательщики наличными, которые хоть как-то компенсировали убытки от перевозки льготников.
28 февраля мэрия сообщает - никакого повышения стоимости проезда не будет, оно вообще, оказывается, не планировалось. Горожане обрадовались: вот что значит рынок, вот что значит конкуренция!
Добавим, что параллельно с противостоянием "желтых" с "белыми" в городе происходили и другие события, которые хоть и не связаны с проблемой перевозки пассажиров, автобусов касаются напрямую. В ноябре прошлого года неизвестные преступники начинают из мелкокалиберного оружия стрелять по окнам автобусов. Милиция сбивается с ног, ищет черную иномарку и кого-то даже находит. Но, судя по всему, поймали то ли не тех, то ли не всех.
27 февраля, накануне отмены повышения платы за проезд, город узнает о новой волне обстрелов - по одному окну выбито сразу в шести машинах в самых разных районах города, в том числе прямо напротив 4-го отделения милиции. Становится известно, что, оказывается, стреляют по стеклам постоянно. Просто водители сообщают о происшествии только тогда, когда это происходит на глазах у большого количества людей. Работник одного из автопарков успокаивает по ТВ: каждое стекло стоит всего-то 1 тыс. руб. и запасных стекол еще много.
К горожанам обращается 1-й заместитель мэра. Мы с удивлением узнаем, что в гор-администрации существует собственная служба безопасности, которой дано распоряжение заняться расследованием. "Тот, кто наносит вред общественному транспорту и гражданам Петропавловска, будет пойман и наказан со всей строгостью закона" - сурово заявляет Н. Пегин.
Вполне возможно, что между этими событиями и "решением проблемы общественного транспорта" вообще нет никакой причинно-следственной связи. Как говорится, если нет, то и дай бог! Но и без этого вокруг пассажирских перевозок в последние годы слишком много скандалов. По этому показателю они могут соперничать с непрекращающейся войной по поводу распределения квот и лимитов.
Может, не долог час, и водители, как когда-то рыбаки, организуют на площади Ленина свой пикет?
Старожилы помнят времена, когда за возможность попасть в салон автобусов горожанам приходилось драться друг с другом на остановках. Самым большим ущербом в такой ситуации были оторванные пуговицы и рукава. Сегодня автобусы дерутся за пассажиров. Получается какая-то аномалия: мало автобусов - плохо, много автобусов - только добавляют проблем. Сумеют ли городские власти найти золотую середину - покажет время. Конкуренция между перевозчиками - дело, безусловно, хорошее, вот только оторванными пуговицами и рукавами здесь может не обойтись.
Кстати
2 марта представители предприятий-перевозчиков заявили о том, что они вновь настаивают на повышении платы за проезд. Правда, не с 1 марта, а с 1 апреля. Зато не на 2, а сразу на 5 рублей. То ли еще будет?
Смотрите также: