Примерное время чтения: 4 минуты
141

Коряки летают скромно, моряки - буйно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 09/01/2007

ДЛЯ большинства людей стюардессы - это небесные проводницы с фигурами фотомоделей, основная работа которых заключается в том, чтобы летать на роскошных авиалайнерах из одного крупного города в другой, улыбаться пассажирам и красиво выглядеть. Романтика, да и только...

Однако есть и другая реальность, которая отличается от наших представлений. Почти 30 лет Светлана Черкасова летает в небе над Камчаткой на самолетах, обеспечивающих сообщение областного центра и отдаленных поселков Корякии.

Вулканы после степей

- В 1980 году мы с мужем приехали на Камчатку из Казахстана, - рассказывает Светлана Михайловна. - Он у меня летчик - сюда попал по распределению. Супруг и сказал мне, что Камчатскому авиаотряду требуются бортпроводницы. Я планировала поработать два месяца, а оказалось - это мое призвание. Скоро уже на пенсию уходить... Хотя не могу сказать, что мои ожидания оправдались. Выяснилось, что самолеты маленькие, питания нет: романтики мало, а работы и ответственности много. Сейчас я уже не помню, что меня привлекло. Конечно, вдохновили красоты Камчатки. Первый рейс был в Ключи - вулканы после казахских степей произвели неизгладимые впечатления. Потом поняла, что у меня получается общаться с людьми. Преимущество нашей работы в том, что нет однообразия. Технология одна и та же, но люди и ситуации всегда разные, это и привлекает.

- Умение общаться - главное для стюардессы?

- Кроме этого нужно иметь железное здоровье. Есть возрастной ценз, но только при приеме на работу - от 18 до 24 лет. А летать можно хоть до 70 лет, известен случай, когда бортпроводница ушла с работы в 63 года.

- Опыт, который вы приобрели на работе, может пригодиться в повседневной жизни?

- Еще как! Например, в конфликтных ситуациях, которых в нашей жизни всегда хватает. Назревает, например, конфликт где-нибудь в очереди, где люди на взводе. При помощи своих знаний я могу погасить скандал в самом начале, не дать ему разгореться.

Окурок в ящичке для бумаги

- Многие пассажиры доставляют беспокой-ство?

- Я бы не сказала. За последние 15 лет у нас был только один случай, когда бортпроводница была вынуждена сдать пассажира милиции. Настолько он вызывающе себя вел, а на уговоры не реагировал. Но это самая крайняя мера. Вообще мы стараемся понять человека, заболтать, отвлечь от дурных мыслей. Много беспокойства доставляют нетрезвые пассажиры. Если человек чуть-чуть выпил, ничего страшного нет. Но изрядно пьяного гражданина мы имеем право не пускать в самолет. Потому что в таком состоянии человек начинает терять контроль над собой, забывать, где находится. Самое страшное - когда пьяный идет покурить в туалет, закрывается, и бросает окурок не в бак, а в ящичек для бумаги.

- Есть ли какие-нибудь закономерности, кто приносит больше неприятностей? Местные жители, например?

- Вот они-то как раз летают редко, а если и летают - то сидят в салоне тише воды ниже травы. Предлагаешь им сок - они отказываются, думают, что за него надо платить. Приходится упрашивать, убеждать, что это бесплатно. А наиболее вызывающе себя ведут моряки. Никого не хочу обидеть, но почему-то нарушителей больше всего именно среди них.

- Своей дочери вы бы разрешили стать стюардессой?

- Если на российских рейсах - я не против. Только не на местных линиях. Север, к сожалению, приходит в упадок. Быт совершенно не организован. Одно дело - ждать вылета где-нибудь во Владивостоке, а другое - в неотапливаемом помещении какого-нибудь северного села.

Как стать стюардессой?

Если вы хотите стать стюардом или стюардессой, вам необходимо придти в отдел кадров любого авиационного предприятия и взять гарантийное письмо о том, что вас примут на работу. Курсы для бортпроводников длятся три месяца, в течение которых изучаются вопросы безопасности пассажиров и их обслуживания. Училища для стюардесс есть в Хабаровске, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.

Кстати

Сегодня самый дальних авиарейс на Камчатке - Елизово-Оссора. Летает туда, в основном, ЯК-40. Самый большой самолет, задействованный на местных авиалиниях - АН-26. На нем долететь до Оссоры можно за один час пятьдесят минут, а на ЯК-40 - за два с небольшим часа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах