На днях в Петропавловск вернулся Евгений Панченко, капитан яхты "Swenja", переход которой из Турции на Камчатку наделал немало шума в СМИ.
Напомним, что 22 октября "Swenja" была задержана группой вооружённых людей у берегов республики Эритрея в южной части Красного моря. Только вмешательство российских дипломатических служб позволило нашим яхтсменам покинуть территориальные воды негостеприимной африканской страны. Подробностями тех событий капитан Панченко поделился с читателями "АиФ-Камчатка".
Яхта стала "раненой птицей"
- После Суэцкого канала, соединяющего Средиземное море с Красным, на борту "Swenja" плавание продолжали два человека, - рассказывает Евгений. - Пройдя уже большую часть Красного моря, мы попытались пополнить запасы воды и топлива в Порт-Судане (Республика Судан), но туда нас не пустили только потому, что у нас не оставалось на руках наличных денег, а банкоматов, со слов разговаривавшего с нами агента, в Порт-Судане нет.
Далее в течение суток шли при полном штиле. В ночь на 18 октября вокруг нас со всех сторон били в воду молнии, без грома. Потом задул свежий встречный ветер, 15-16 метров в секунду, волна моментально выросла до двух с половиной метров.
Начались неприятности: порвался основной парус (грот), начала лопаться одна из двух основных вант - в тросе из 19 нержавеющих проволок лопнули 4. Лодка стала, как раненая птица.
Мы подошли близко к эритрейскому берегу. Там и волна поменьше, и от ветра берег частично прикрывает. Ночью дрейфовали, чтобы зря не колотить лодку, а утром пошли вдоль берега и за день продвинулись миль на 50. К вечеру 22 октября стали на якоре у небольшого островка, рядом с деревней. Начали готовиться к ночлегу, но из-за острова выскочила моторная лодка с четырьмя вооружёнными людьми, одетыми вразнобой. Они поинтересовались, зачем мы подошли, затем высадили на борт яхты двух человек и заставили идти за лодкой к деревне. Обогнув остров, мы стали на якорь. Конвоиры забрали у нас паспорта и навигационную карту и оставили ночевать на яхте.
На берег под дулами автоматов
Я вышел по рации на 16-й канал. Мне ответил русскоговорящий капитан танкера "Порт-Саид", которому я объяснил ситуацию и попросил его отправить электронное сообщение о случившемся в администрацию Камчатской области.
Нас, между тем, продолжали удерживать эти странные люди. В полдень наступившего дня они под дулами автоматов свезли нас на берег и заперли в сарае. Мы возмутились наличию там крыс, и тогда наши топчаны вытащили на ночь под открытое небо. Ночлег прошёл под усиленной охраной автоматчиков. Теперь известно, что это были всё же представители местных сил самообороны, но в тот момент мы не могли быть в этом уверены. Регион очень неспокойный. Страна образовалась в результате длительной гражданской войны, конфликты наверняка продолжаются, поэтому вполне могло оказаться, что нас захватили в качестве заложников с целью получения выкупа. У них там наблюдательный пункт на сопке, в трёх километрах от деревни. Радиостанция на сопке - единственное средство связи на всю округу. Они периодически бегали туда за указаниями, и только к исходу следующего дня им, видимо, приказали выдворить нас за пределы эритрейских террвод. Спасибо, что по просьбе нашего губернатора и представительства МИД России в Петропавловске в ситуацию вмешалось российское Министерство иностранных дел... Нас отпустили, но движение при сильном встречном ветре проходило очень тяжело.
Буквально в 40 милях от йеменского порта Мохе я принял решение повернуть назад, чтобы переждать "мордотык" и отремонтировать ванты и парус в другом порту Республики Йемен - в Ходейде. Там нас приняли нормально. Капитан порта, его зам и многие лоцманы отлично говорят по-русски: в советское время они учились в Одесской мореходке. Много рабочих из Украины. Нам помогли решить наши проблемы. Сейчас яхта может продолжать путь...
Отпуск Евгения Панченко, работающего в одном из подразделений администрации Камчатской области, подошёл к концу, и капитан вернулся в Петропавловск, оставив яхту под присмотром своего напарника, Евгения Тюлина. В ближайшее время в Йемен вылетает через Москву известный на Камчатке яхтсмен, художник и писатель Сергей Пасенюк, постоянно живущий на острове Беринга. Он возглавит дальнейший переход парусника, приобретённого камчатскими яхтсменами в Турции. Капитан Пасенюк рассчитывает в течение месяца дойти до острова Цейлон (Республика Шри Ланка), где, видимо, экипаж и встретит Новый год.