«Мы, люди пожилого возраста и люди с ограниченными возможностями, проживающие в Елизовском доме-интернате для престарелых и инвалидов, просим вас обратить внимание на творящийся беспредел в отношении граждан данной категории! Нас хотят на незаконных основаниях переселить в в Паратунский дом-интернат!». Так начиналось письмо-обращение, которое мы получили по электронной редакционной почте. Далее в письме перечислялись доводы против переселения, главные из которых – отсутствие туалетов в комнатах и большая отдалённость от города.
У нас обижают престарелых и инвалидов? Будем разбираться – решили в редакции «АиФ-Камчатка» и отправили корреспондента на специальное задание.
Прав инвалидов не нарушим
Первый визит – к министру социального развития Инессе Койрович.
- Да, действительно, у нас в Ягодном два учреждения в одном здании. Елизовский интернат для психических больных на 175 человек и обособленное подразделение Паратунского дома-интерната на 75 койко-мест общего типа. В 2013 году правительство края приняло решение объединить интернат для престарелых и инвалидов в один комплекс – в курортной зоне Паратунки, где на семи гектарах 4 двухэтажных корпуса, рассчитанные на 40 человек каждый. На этаже – по два туалета, это допускается нормами САНПИНа.
Конечно, это дальше от Елизова. Но в автопарке комплекса – девять автомобилей, в том числе скорая помощь, автобус со специальным подъёмником для колясочников и микроавтобус. Транспорт предоставляется проживающим по заявлениям. Выездные мероприятия производятся регулярно. Мы предусмотрели и средства на социальное такси для перевозки колясочников.
Кроме того, сегодня готов проект строительства здания на 100 мест, в котором будут предусмотрены все условия, даже лучше, чем в Елизовском интернате.
- А почему бы тогда не подождать с переселением до того момента, когда этот дом построят?
- Программа поэтапного совершенствования системы социального обслуживания населения, по требованию Минтруда, обязывает нас ликвидировать очерёдность в дома интернаты. У нас остро сложилась ситуация в интернате для психических больных, куда очередь достигла 150 человек. Это те люди, которые уже прошли медикаментозное лечение в психоневрологическом диспансере и ожидают своей очереди в лечебном учреждении. Представьте себе, ведь каждый такой случай – это человеческая трагедия, особенно если нет родственников.
Ситуация с инвалидами общего типа более благополучная, и очередь меньше, около 60 человек, но здесь у нас есть выход. Развиваем другие формы социального обслуживания – например, на дому. Планируем ввести службу сиделок на государственном уровне – это очень востребовано, так как многим не с кем оставить своих пожилых родственников, престарелых или инвалидов. И поверьте, решение о переселении престарелых и инвалидов общего профиля в Паратунку - взвешенное. А за счёт освободившихся мест в Елизово мы увеличим количество проживающих в доме для психических больных, среди которых есть и молодые инвалиды, это реабилитация, они тоже люди! А инвалидность по психическим заболеваниям у нас растёт из года в год.
Но в любом случае мы никого не переселим насильно, права инвалидов не нарушим.
Не худший вариант
Следующий визит – в Паратунку. На первый взгляд – просто сказка. Белейший снег, расчищенные дорожки, большая территория, светлые корпуса. Внутрь заходили с опаской: всё-таки престарелые граждане, лежачие больные… Но увидели уют, чистоту и красоту. Цветы, ковры, телевизоры. Никакого запаха – оказалось, везде ионизаторы воздуха и специальные лампы. Для лежачих больных – функциональные кровати с пультовым управлением, осмотр врача – ежедневно. Купают лежачих больных два раза в неделю.
Прекрасная библиотека, молельная комната. Правда, столовая расположена в первом корпусе, в остальных – буфетные, куда доставляют обеды, чтобы потом разнести по палатам для неходячих постояльцев.
Туалетов, действительно, по два на этаже. На две комнаты ходячих, шесть человек – три туалетных кабинки. А по САНПИНу положен один туалет на 10 проживающих, так что в этом плане все нормы соблюдены. Правда, до туалета всё же дойти надо или доехать на коляске.
В столовой и палатах удалось пообщаться с некоторыми из проживающих.
Лёша в свои 23 года владеет компьютером, здесь же и работает – дворником. А ещё - вышивает, танцует хип-хоп и поёт, участвует в концертах, которые ребята организуют сами. Поступил он сюда из Елизовского детского дома-интерната в 2010 году.
Владимир Васильевич, экс-капитан дальнего плавания, живёт здесь уже 10 лет. Он, несмотря на титановые протезы в обоих коленях, даже тренирует группу боксёров в ДЮСШ. В интернате и жену себе нашёл – Нину Алексеевну, они живут вместе.
- У вас есть какие-то пожелания, может, вам чего-то не хватает?
- Нет, что вы! Меня всё устраивает! Очень комфортно жить! Нянечки, медсёстры – все такие хорошие! Бываем на прогулках, в музее, в театре – вывозят нас везде!
Врач Валентина Павловна Лещенко знает организацию дела изнутри. За 30 лет работы в системе социальной защиты она побывала во многих подобных учреждениях на материке и утверждает, что наша, камчатская, система домов-интернатов на порядок лучше.
- Здесь мы в санаторной зоне, очень благоприятный климат. А летом климатические условия шикарные: везде зелень, солнце – это настоящий камчатский Крым. Это не худший вариант старости – поверьте мне! Я никогда не осуждаю родственников, которые сдают в интернат пожилых родных. Дома что? Человек лишился работы, здоровья, он замкнут в четырёх стенах - наступает психологический тупик. А сюда приходят – есть с кем пообщаться. Вот у нас Антонина Пешнева живёт – её сдавали родственники на время отпуска. Подошло время забирать, сын требует, внучки просят – а она упёрлась, и ни в какую. Родственники вынуждены были ехать в министерство, просить путёвку, и её в качестве исключения оставили на новый «срок». Тоню всё время навещают дети и внуки. И потом, круглосуточные посты медицинские, врачи – для старости это первое дело!
Глобальная проблема
На следующий день – поездка к мятежным елизовчанам, подлежащим расселению. В ожидании корреспондента они собрали целый «майдан». Вопросы и предложения сыпались одни за другими, так, что слово было вставить сложно.
- Почему всё решили без нас? Пришли тогда, когда уже подписаны документы, и когда уже склады начали вывозить – мы начали бить тревогу. К нашему руководителю, директору, мы претензий не имеем. Но есть вопросы к министерству! Почему нас обошли стороной? Просто поставили перед фактом, что до конца этого года все переедут в Паратунку! А я туда не хочу!
- Мы все были у Койрович вместе с нашим директором. И нам сказали, что надо освободить место для психоневрологических больных. Вроде мы – люди второго сорта!
- Нас отрывают от жизни – это ссылка, как ссылали до революции!
- Здесь я сел на такси, 150 рублей заплатил и поехал – может, меня друзья пригласили. А оттуда – 900 рублей на такси, туда и обратно – 1800. Больше одного раза в месяц не получится! Никакой пенсии не хватит! Иногда хочется чего-нибудь вкусненького, не такого, что в столовой дают. Например, пиццу заказать с доставкой. А там? Никто в такую даль с одной пиццей не поедет!
- Я не хочу есть в палате, хочу, как все люди, в столовой! А как я зимой поеду в коляске в столовую в другой корпус? Понимаете? Да, я купил себе высокотехнологичную коляску со всеми рычагами и функциями. А как другие? Так же и в библиотеку… Я буду везде зависеть от расстояний и руководства. Для нас это глобальная проблема!
- Не надо нагнетать на нас! Нас делают дураками, выбраковывают людей из жизни!
- А почему бы не сделать наоборот? Психических – туда, а сюда – простых престарелых и инвалидов. Разве это не логичней?
- А что потом будет с нашим зданием? Под коммерческую основу его пустят?
Разговор получился нелёгким. И в его ходе выяснилась пикантная подробность: оказалось, что практически все митингующие имеют немалую задолженность. Стационарное социальное обслуживание предусматривает фиксированную сумму оплаты, которую проживающие в соответствие с заключённым договором вносят самостоятельно. Это в среднем чуть больше 11 тысяч в месяц, но не более 75% от пенсии. Платить спешат не все. Задолженность перед учреждением у некоторых проживающих перевалила за 100 тысяч.
- Мы против того, чтобы переезжать! Привлекаем общественность, обращаемся в Москву, к генеральному прокурору России, к депутату Яровой – она с нами! Мы – инвалиды, и нам нужно Елизово!
На такой мажорной ноте закончился импровизированный митинг, в котором приняло участие менее 10 человек. Самыми активными заводилами были двое молодых ребят, Саша и Володя, которые живут в двухкомнатной «секции» - руководство пошло навстречу. У обоих – компьютеры, выход в интернет, которым ребята активно пользуются. И задолженность за соцобслуживание…
- Конфликтов как таковых у нас нет, мы всё решаем мирным путём, - сказала устало Галина Баранова, руководитель дома-интерната. - Понимаем, что люди обездоленные, престарелые, их нужно поддержать, помочь. Всех выслушиваем, со всеми договариваемся. Насильно переселять никого не собираемся – будем искать варианты.
Встречи закончились, а вопросы для размышления остались. Может, варианты стоило поискать заранее, не обостряя отношений с категорией людей, особенно нуждающихся в защите? А может, стоит всё же рассмотреть возможность проживания активных молодых инвалидов поближе к цивилизации? При условии погашения задолженности…