В начале июня в Петропавловске официально стартовала кампания по ремонту дорог. А накануне журналист «АиФ-Камчатка» встретился с Сергеем МЕЧЕТИНЫМ, директором предприятия МУП «Спецдорремстрой», на содержании которого находится большинство магистралей краевого центра.
Сначала бордюр, потом – гранит…
- Сергей Иванович, первый вопрос – самый простой. Почему у нас дороги всё время ремонтируют, а они всё равно летом – разбитые, а зимой – скользкие?
- Потому что дороги надо не только ремонтировать, но и строить, и правильно содержать. Магистральные дороги, за которые отвечало наше предприятие, всю зиму были не скользкими, без наледи и наката.
- Вы считаете, что не было?
- Я это точно знаю, потому что каждый день лично проверял все магистрали. Если возникали наледи, мы их ликвидировали в кратчайшие сроки…
Петропавловские дороги сделаны «речкой». Сначала идут тротуары, потом – бордюры, далее – асфальт, на который с откосов стекает вода и губительно влияет на проезжую часть. Учитывая, что колебания температур на Камчатке достаточно серьёзные (от плюс 5° – днём, до минус 8° – ночью, в период весенней распутицы), в холодное время суток вода застывает, разрушает асфальтобетонное покрытие, если имеются трещины, то от колебания температурного режима происходит разрушение. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы дороги были сухими.
- Российские дороги часто сравнивают с западными: у них, дескать, покрытия идеальные, а у нас – сплошные ямы да колдобины. Почему всё-таки в Европе и Америке дороги умеют содержать, а в России – нет?
- Я бы не стал говорить, что на Западе все дороги – идеальные. Там они тоже разрушаются и их тоже ремонтируют. Правда, более оперативно, чем у нас. Да и технологии строительства там другие. В Германии, например, сразу за бордюром уложен не асфальт, а камень – гранит. Получается, что вода, стекающая с откосов и тротуаров, бежит не по асфальту, а по граниту, который влагу не впитывает. Поэтому и дороги стоят дольше… Хотя год или два назад, когда зимой пошёл дождь, а потом ударили морозы, у немцев тоже возникли проблемы.
- Наличие полосы из гранита – единственное преимущество немецких дорог?
- Нет, не единственное. Мы в качестве противогололёдного материала используем песко-соляную смесь, которая, попадая в ливневую канализацию, забивает её. А Европа уже давно перешла на реагенты. У нас их тоже иногда применяли. Но как? Высыпали на дорогу – и забыли. Несвоевременное удаление реагента приводит к обледенению проезжей части. При помощи метлы и совка все эти операции, конечно, выполнить невозможно. Нужно современное оборудование...
Я был в Мюнхене и встречался там с руководителем одного из предприятий, занимающихся содержанием дорог. Он сказал мне, что средства на закупку техники выделяет муниципалитет. Проезжую часть в Мюнхене сушат с помощью 176 специальных пылесосов. Кроме этого, на дорогах установлены локальные метеостанции, которые в режиме онлайн сообщают диспетчеру об обледенениях и снегопадах на различных участках. Получив сигнал, диспетчер направляет на проблемный участок бригаду.
Вы спите, а мы работаем
- Вы говорите, что в Мюнхене муниципалитет выделяет средства на покупку оборудования. У нас власти тоже ежегодно тратили на ремонт дорог огромные деньги. Но местные специалисты, по сути, просто закатывали их в асфальт, который лопался через год. Что касается новой техники, то на память приходит только покупка подержанного ремиксера…
- Давайте так. Я работаю на предприятии один год. И могу нести ответственность только за то, что было сделано за этот период... Во-первых, новую технику мы покупаем. В 2012 году уже приобрели четыре установки, которые отвечают современным требованиям и предназначены для использования в работе реагентов для обработки дорог. Во-вторых, на всех дорогах, отремонтированных «Спецдорремстроем», ям и трещин вы не найдёте. В-третьих, вы не видите, что состояние магистральных дорог изменилось?
- Дороги действительно стали лучше…
- И это за год! А вы обратили внимание, что «Спецдорремстрой» работает не только днём, но и ночью? Наверное, нет, потому что ночью вы спите. А мы трудимся. И дороги по утрам – чистые. Но один «Спецдорремстрой» не может навести во всём городе порядок. Допустим, на дороге Халактырка – горсвалка мы регулярно выставляем бригаду по сбору мусора и вычищаем этот участок до блеска. Но через два дня он снова оказывается загажен. Почему? Потому что водители машин, которые везут на свалку отходы с баз и магазинов, не накрывают кузовы машины сеткой. Хотя обязаны это делать. Я это говорю к тому, что, если мы хотим, чтобы дороги были в хорошем состоянии, надо спрашивать не только с тех, кто их ремонтирует и содержит, но и с тех, кто по ним ездит...
Теперь что касается ремиксера. У меня вызывает много вопросов схема, по которой он был приобретён. Но то, что у нас есть этот агрегат, на мой взгляд, – здорово. Дороги, сделанные ремиксером, без ремонта 6 лет.
- Это очень оптимистичная оценка…
- Считайте сами. В прошлом году мы ремонтировали дороги в центре города, которые простояли с 2005 года.
Расходы снизились
- Мне рассказывали об одном эффективном методе, позволяющем качественно содержать дороги. Все городские магистрали нужно разделить на несколько небольших участков. И каждый из них сдавать в аренду какой-либо компании или частному предпринимателю. На границе участков необходимо установить таблички с указанием организации, отвечающей за дорогу, и телефона её руководителя. Рекомендуется помещать на табличку ещё и фото директора, чтобы люди видели, к кому им следует обращаться по вопросам плохого состояния асфальта. Это удобно не только водителям, но и властям – ведь они будут точно знать: сколько денег ушло на определённый участок дороги и с кого за эти деньги можно спросить…
- Похожий эксперимент в прошлом году уже проводили. Он касался зимнего содержания улиц и завершился неудачно. Потому что небольшие организации, которые выиграли лоты на аукционе, справились со своими обязательствами нелучшим образом. Много претензий высказывали жители южной части города по отчистке дорог от снега. Плохо чистились внутриквартальные и придомовые проезды микрорайонов 75 км, а также Горизонт, Северо-Восток, Кирпичики, 8-й и 10-й километры. Думаю, причина в том, что небольшие компании испытывали недостаток в технике. А средств, которые выделяются на содержание дорог, – не так много, как вы, возможно, думаете...
- Сколько человек работает у вас на предприятии?
- 461 человек.
- Зарабатывают они хорошо?
- Средняя зарплата – 43 тысячи… К слову, в 2010 году средняя зарплата была 29 тысяч. Тем не менее в расходах предприятия она составляла 38 %, а сегодня составляет 26 %.
- У вас бюджет увеличился?
- Нет, увеличилась производительность труда, а внутренние расходы снизились.
- На предприятии большая текучка?
- Да. В прошлом году мы приняли 190 человек, а уволили 111… Я терпеть не могу бездельников и тунеядцев. Сам работаю круглые сутки – и с других требую такого же отношения к делу.
- Это правда, что, возглавив «Спецдорремстрой», вы провели здесь финансовую ревизию и её результаты были, мягко говоря, неутешительными…
- Проверку осуществляла Контрольно-счётная палата Петропавловска. Когда она завершилась, я уволил финансового директора, главного бухгалтера и начальника снабжения… Ну а в основном руководящий состав предприятия остался прежним. Сотрудники, которые поняли, какие задачи стоят перед ними и как их надо выполнять, продолжают работать.
- Какие дороги вы планируете отремонтировать в 2012 году?
- На сегодняшний день у нас уже заключены три контракта. Мы будем ремонтировать асфальтобетонные покрытия во внутриквартальных проездах на улицах Войцешека, Тушканова, Карбышева, Абеля, Якорной, Флотской и на проспекте Победы. Также будем заниматься ремонтом дорог от посёлка Авача до микрорайона Стройгородок... Мы выиграли конкурс на устройство покрытий и тротуарной плитки на территории детских площадок на улицах Королёва, 47, Курчатова, 35, 39, 49, Тушканова, 10, и Петропавловское шоссе, 27/2, автомобильной дороги в районе Восточного шоссе. Но аукционы продолжаются. Торги объявлены – и мы в них участвуем. Так что работы в этом году у нас будет достаточно…
- Спасибо за беседу.
Смотрите также:
- Дорожникам в Петропавловске мешают беспечные автомобилисты →
- Ресайклер приступил к работе в «межкварталке» →
- С дорог Петропавловска сметают песок →