г. Петропавловск-Камчатскй, 8 февраля — АиФ-Камчатка. 8 февраля в мире отмечается День памяти юного героя-антифашиста, утверждённый постановлением Генеральной Ассамблеи ОНН в 1964 году. Праздник посвящён памяти детей, погибших в борьбе за свободу и равенство при фашистском режиме. А ещё в этот день, наряду с 22 апреля, днём рождения Ленина, традиционно принимали в пионеры…
Пионеры из соседней республики. Фото с сайта russianlook.com |
По большому счёту, пионерская организация была аналогом заграничного скаутского движения и ориентировалась на воспитание детей достойными гражданами своей страны. После распада СССР пионерия как обязательный школьный институт прекратила своё существование. Хотя в некоторых российских школах 8 февраля до сих пор проводят тематические классные часы и линейки. Подрастающему поколению рассказывают о юных героях и, конечно, учат правильно завязывать алый галстук.
Мы попросили наших земляков вспомнить, как это было у них…
Вероника БОРИСОВА, менеджер:
– В пионеры меня приняли в 1982 году в первых рядах за то, что была активисткой (потом стала председателем совета отряда и членом совета дружины). Случилось это в Музее боевой славы в Петропавловске. Мы читали наизусть торжественное обещание пионера Советского Союза. Некоторые слова из него помню до сих пор: «…обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Для меня тот день был настоящим праздником. На торжественной линейке присутствовали военные, старшеклассники повязывали нам галстуки. Говорили: «Будь готов!» Мы отвечали: «Всегда готов!» И такая гордость переполняла! А ещё для нас провели экскурсию по музею и подарили книжку – детские повести Алексина, которую я храню до сих пор.
Пётр РУДЕВ, директор Музея боевой славы:
– День, когда меня приняли в пионеры, помню во всех красках. Это было в 1978-м году в грузинском городе Ахалкалахи, где отец проходил воинскую службу. Торжественная линейка проходила в клубе танкового полка. После выноса Красного знамени и громких речей нам повязали галстуки и отвели в парк военной техники. Затем мы пообедали в настоящей солдатской столовой. А потом смотрели фильм о Великой Отечественной войне «Горячий снег». Я сидел рядом с классной руководительницей и очень стеснялся, когда показали любовную сцену.
Всегда готов! Фото с сайта russianlook.com |
Денис ЛОПАТИН, художник:
– В пионеры меня приняли раньше положенного – в 8 лет. Видимо, потому, что в школу я пошёл в 6 лет. Нас заставили учить клятву пионера, но из моих одноклассников никто осилить этот текст так и не смог. В итоге на торжественной линейке во дворе петропавловской школы № 1 мы лишь мычали и беззвучно открывали рты вслед за пионервожатой. Помню, мне не был понятен смысл текста и для чего, собственно, нужен весь этот ритуал... Зато очень нравился пионерский галстук из ацетатного шёлка. Я всегда очень бережно гладил его на самом маленьком режиме утюга, потому как сжечь было очень легко.
Позже пионерский галстук стал «выходить из моды». В 1987 году кто-то привёз из-за границы строгий чёрный галстук на резинке, и все мы поочерёдно стали носить его. Разумеется, за такую вольность всех грозились исключить из пионеров. Началась народная стихия. Видимо, дети чувствовали настроения родителей. Хотя уж точно не понимали, что происходит в стране. Помню, как одноклассники подговорили меня сделать из бумаги треуголку. Ею мы украсили бюст Ленина. Шума было!
Игорь ТКАЧЕНКО, священник:
– В пионеры меня не принимали – не успели, потому как в школу я пошёл уже в 90-е, когда страна находилась на пороге известных исторических событий. Но значок октябрёнка мне всё же дали, хотя, если честно, я его никогда не носил.