Чрезвычайная ситуация сложилась в закрытом военном городе Вилючинске на Камчатке. Улицы патрулируют наряды полиции, усиленные егерями и вооружёнными добровольцами. Жителям рекомендуют не выезжать на природу, не покидать квартиры в тёмное время суток, а детей не отпускать одних даже днём.
С камнем на хищника
Город военных подводников «терроризируют» не маньяки, а голодные медведи. В ночь с субботы на воскресенье хищники разорвали рыбака, допоздна засидевшегося на пирсе. Неподалёку от места трагедии отдыхала компания молодых людей. Сначала они услышали крики, которые быстро стихли. А через мгновение из темноты раздалось жуткое рычание. Парни посветили фонариком в ту сторону, откуда доносились странные звуки, и увидели трёх медведей, склонившихся над обезглавленным человеческим телом. Вилючинцы стали бросать в хищников камни и вызвали полицию по телефону. Стражи правопорядка приехали довольно быстро, но застрелили только одного зверя. Ещё двое (мать с медвежонком) успели убежать в лес. На следующий день медвежонок вернулся, чтобы забрать добычу. И тоже был убит. Однако история на этом не завершилась. Местные жители видели на улицах ещё нескольких медведей.
Ситуация, когда звери приходят из леса в город и начинают охотиться на людей, конечно, противоестественная. Но, по мнению специалистов, — не удивительная. Медведи идут к человеку не от хорошей жизни. В лесу им просто нечего есть. Вот они и пробираются в каменные джунгли, надеясь хотя бы там найти пропитание... Основная пища косолапых — рыба. Но в «лихие
К пирсу, где погиб житель Вилючинска, регулярно подходят рыболовецкие суда, чтобы сдать продукцию. Часть улова во время перегруза вываливается на берег. Воздух, испорченный протухшими остатками морепродуктов, распространяется по всей округе. Для человека — это невыносимый смрад, а для медведя — привлекательный аромат, который он может учуять за несколько километров. Если бы на пирсе был порядок, трагедии бы, скорее всего, не случилось.
«Питание — один из главных инстинктов медведя, — говорит заместитель директора по науке Кроноцкого заповедника Владимир Масолов. — Но сейчас в лесу зверь голодает. Поэтому и идёт в город — на запах, побирается на помойках. В прошлом году одного медведя убили на кладбище, где он разрывал могилы. Голодный хищник в непривычных для себя условиях города, конечно, опасен. Хотя в лесу медведь почти всегда убегает от человека».
Кто виноват?
Считается, что на Камчатке мишки ещё относительно миролюбивы. Их сибирские собратья более агрессивны. В конце
На нашем полуострове егеря ежегодно отстреливают десятки потенциально опасных особей. Сколько медведей уничтожают браконьеры — сосчитать сложно. Люди в противостоянии с животными тоже несут потери. Прошлым летом, например, неподалёку от посёлка Термальный медведица и трое медвежат растерзали
Можно ли обезопасить от косолапых людоедов жителей Камчатки, хотя бы в городах и посёлках? — спросил я у одного из егерей. «Можно, — ответил он. — Но для этого, во-первых, нужно перестать устраивать свалки пищевых отходов вблизи населённых пунктов. Во-вторых, навести порядок на реках, чтобы там вновь завелась рыба — сытому хищнику человек не интересен... Есть и более простой вариант — перебить всех медведей. Хотя они в том, что происходит, виноваты меньше всего».