Сталкиваясь с ними, опускают руки десятки психиатров, психологов и дефектологов… Таких людей, как правило, сдают в специализированные интернаты и дома для психических больных. При виде такого человека на него нередко тыкают пальцем или в ужасе отбегают в сторону…
Учёные вычислили, что на Земле живут около 3 % (от общей численности населения планеты) умственно-отсталых людей… Кто они? Как и чем они живут? Во что верят? На какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать? Ответы на эти и многие другие вопросы мы отправились искать в п. Ягодный — здесь, в доме-интернате, мы познакомились с маленькими представителями такой непростой категории населения…
Такие же как все, только другие…
Ване — 15. С виду обычный подросток: обаятельный, добрый, хорошо сложен физически. Учится на одни пятёрки. Любит пропадать в творческой мастерской. «Что же не так в этом ребёнке? Почему он здесь?» — один за другим вопросы проносятся в голове.
Это «что же» проявляется при первом общении: у подростка нарушена речь, а его биологический возраст заметно превосходит возраст психологический, интеллектуальный.
Таких как Ваня немного. У большинства патологии видны невооруженным глазом: умственная отсталость отражается на лице, способности двигаться, неспособности разговаривать… 80 % здешних воспитанников — мальчики, 20 % — девочки — и это не исключение, а мировая тенденция.
Такие дети всегда рады гостям. «Мама, мама приехала!», «Мама, пойдём я тебе свою комнату покажу», «Мама, хочешь, я подарю тебе свою игрушку?», «Ты не уедешь?», «А ты подарки привезла?», — со всех сторон раздаются десятки детских голосов.
Пока пытаюсь собраться с силами и сдержать слёзы, воспитатели поясняют: «Они так всех называют, кто им нравится. Наши работницы для них — мамы, работники — папы».
Умственная отсталость в мире науки делится на несколько категорий: от пограничной и лёгкой (лечится в коррекционной школе) до самых тяжёлых форм. Тяжёлые дети есть и в Ягодном. Это те, кто совсем не двигается и ведёт исключительно лежачий образ жизни.
Такие детки — словно растения. Они отрешены от внешнего мира и практически ни на что не реагируют. Отсталость интеллектуальная сопровождается у них серьёзными физическими недугами. Некоторым из них улыбается удача — массажи, посещение физиокабинетов, работа на специальных станках, нахождение в медицинских скафандрах позволяют им «выкарабкаться» и стать на ступень более лёгкой формой умственной отсталости. За пять лет работники дома-интерната в Ягодном «подняли» шесть таких ребятишек.
Всего здесь живёт 101 такой ребёнок.
Откуда берутся такие дети?
Появление на свет таких малышей — результат наследственных заболеваний мамы или папы или следствие различных травм, полученных беременной женщиной. Но это — ничтожно-малый процент по сравнению с главной причиной — асоциальным образом жизни будущих родителей. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение беременной женщины может сильно аукнуться ей в будущем.
Судьба у такого ребёнка, как правило, одна — жизнь в интернате. Воспитывают умственно отсталых детей дома решаются немногие. Не хватает ни физических, ни моральных сил.
– Значительный процент матерей, родивших умственно-нездоровых детей, впоследствии от них отказывается, – рассказал «АиФ-Камчатка» директор дома-интерната для умственно-отсталых детей Пётр Богдашенко, — некоторые забирают ребят на выходные, некоторые не навещают их вовсе. Хотя бывает и по-другому… Приезжала к нам как-то мамочка, посмотрела на наши условия. Всё ей понравилось. Она отдала ребёнка, а через неделю забрала обратно — материнское сердце не выдержало разлуки. Всё ведь от человека зависит и от его возможностей, конечно…
В последние годы детей в интернат поступает немного — меньше, чем обычно (4-6 человек в год). Но это не значит, что их стало меньше рождаться. Возможно, результат такого упадка — увеличившиеся пенсии инвалидов детства. Нередко асоциальные ячейки общества не отдают ребёнка в интернат потому, что не хотят расставаться с денежным достатком — пенсия ребёнка-инвалида сегодня — 12 тысяч рублей.
Жизнь до 18-ти и после…
Если от умственно отсталого ребёнка всё-таки отказались родители — жить ему в специализированном доме-интернате. Здесь его по мере сил и возможностей пытаются социализировать — с ребятами занимаются психологи, психиатры, дефектологи, другие специалисты.
– Это совершенно особенная категория детей, — делятся впечатлениями от работы психолог Яна Полянская и дефектолог Наталья Гордобина, — к каждому ребёнку нужен особенный подход. Иногда на то, чтобы подопечный просто заговорил, уходит 3-4 года. Мы обучаем детей вещам совершенно очевидным здоровому ребёнку их возраста: учим запоминать свои имена, возраст, прививаем элементарные нормы поведения в социуме. И когда нам это удаётся, испытываем невероятный восторг.
Например, недавно Яна и Наталья работали с 8-летней девочкой, которая полгода не могла научиться крутить обычную детскую юлу.
…После совершеннолетия они отправляются либо в Дом-интернат для психически больных людей или в Дом-интернат для инвалидов и престарелых (в зависимости от тяжести диагноза). В последнем живут те, кто смог социализироваться. Здесь иногда возникают даже семьи: если молодые люди испытывают друг к другу симпатию, им позволяют сожительствовать… В доме же для психических больных всё строже: существует мужское и женское отделение, строгий режим, лечение…
Как показывает практика, с наступлением совершеннолетия домой уже повзрослевших умственно-отсталых детей забирают крайне редко.
Право на счастье
Когда я приехала в гости к ребятам, студенты одного из учебных заведений устраивали для них концерт. Клоунам, воздушным шарикам и детским песням здесь радуются так же, как и здоровые дети: тот же заливистый смех, те же широко распахнутые глаза, тот же восторг. Одним словом, всё также. Только им, в отличие от здоровых, нужно больше внимания, больше тепла и больше простого человеческого участия. Поэтому, не проходите мимо. Гостям в этом доме-интернате рады всегда.