Так называемые кладбища кораблей – последние пристанища затонувших судов – уже несколько десятилетий придают живописным акваториям полуострова весьма постапокалиптический вид. По данным краевых властей, таких судов около 85.
Убрать их грозятся последние десять лет, и причина такого рвения очевидна: хрупкое экологическое равновесие они нарушают, внешний вид бухт портят, детвору на опасные забавы провоцируют. Да вот только воз, как бы комично это не звучало, и ныне там. В августе к решению проблемы подключились федеральные власти.
Неизвестные собственники
Летом глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай на встрече с главой региона заявил – агентство готово оказать поддержку краю в подъёме затонувших судов со дна акватории морского порта Петропавловска и Авачинской губы.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/215/4d501befc9f77bb99c2f957e5c8f7cc0.jpg)
– Мы не можем на федеральные деньги поднимать все суда без разбора – у большинства из них есть собственники, и это их обязанность, – поясняют в краевом Министерстве транспорта и дорожного строительства. – Найти этих собственников – задача со многими неизвестными, ведь некоторых из них уже и не существует вовсе. В этом случае нужно признавать старые суда бесхозяйными, а это достаточно трудоёмкая юридическая процедура. Поэтому даже при наличии федеральных денег очистить акватории за короткий период – практически невыполнимая задача.
Понимают всю сложность юридических коллизий и в Росморречфлоте, которые с лёгкой руки премьер-министра России Михаила Мишустина после его визита на Камчатку, назначены «главными по разборкам» в этом вопросе.
– Все суда поднять одновременно невозможно. По согласованию с правительством Камчатского края будет разработан план приоритетов, составлен список судов, которые следует поднять в первую очередь, – заявил в августе руководитель Росморречфлота. – Если соответствующее поручение нам будет дано в ближайшее время, то после соблюдения необходимых документальных формальностей через 8-12 месяцев мы сможем непосредственно приступить к этой работе.
Турмаршрут к «динозаврам»
Интересно, что власти региона о необходимости очистки акваторий от затонувших судов начали говорить ещё в 2011 году, а в 2013, по подсчётам краевого Министерства природных ресурсов и экологии, вред, наносимый водному объекту затоплением судов, измерялся в размере 1,6 миллиарда рублей. Были даже разработаны специальные госпрограммы по очистке акваторий, но каких-либо масштабных работ так и не было проведено.
Этой недоработкой краевых властей воспользовались предприимчивые граждане – до «ковидного» лета на Камчатке был очень популярен турмаршрут на сапах к затонувшим судам.
– Мы возим людей к стоянкам брошенных кораблей в районе ЖБФ – там пространство закрыто от ветра и находится оно в черте города, – рассказывает руководитель таких групп Юрий Боковиков. – Идеальный вариант, чтобы необычно провести 2-3 часа на воде. Вид шикарный: «динозавры» советского судостроения, вдали сопки, рядом нерпы – такое вот уникальное сочетание дикой природы и промышленных достижений.
Гид добавляет – некоторые туристы, пренебрегая правилами безопасности, просят подняться на палубы старых посудин.
– У нас же брошены не только советские, но и японские, корейские корабли – там всё совсем по-другому, – говорит Юрий Боковиков. – Конечно, это вызывает восторг у туристов. Другое дело, что это не очень безопасно, но когда покорителей волн останавливали трудности?
Эколог Анна Гришина уверена – «утопленники» наносят акваториям полуострова непоправимый вред.
– Вы же понимаете, что там сотни литров топлива до сих пор находятся. А потом мы удивляемся, откуда в бухте появляются маслянистые пятна, – говорит она. – Необходимо придавать им статус «объекты накопленного вреда», вывозить их как можно скорее. И очень хорошо, если это будет сделано за федеральные деньги.
Кстати: Среди «утопленников» в Авачинской бухте есть суда браконьеров из азиатских и африканских стран. Однажды российские пограничники задержали и отбуксировали в порт Петропавловска-Камчатского шхуну. После её ареста владельцы судна так и не появились. Экипаж, состоявший из индонезийцев, через полгода пришлось депортировать. Брошенная на произвол судьбы возле берега шхуна начала тонуть, и её отбуксировали подальше в бухту...
Кладбище погибших кораблей в Авачинской бухте | Фотогалерея
![Никак не подготовленные к затоплению, они временами сочатся соляркой и топливом](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/720974915c6ae240ec495be974ecad8a.jpg)
![Утопить корабли было несложно, но специальных устройств для их подъёма не предусмотрели](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/88b23853860a1b20603a133dde99ccee.jpg)
![При подъёме кораблей со дна часто рвутся тросы, и всю работу приходится начинать сначала](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/980d79e7ab1fefd5e90307e2b968ed18.jpg)
![И берег бухты напоминает покинутое поле боя, на котором когда-то давно огромный флот проиграл битву со временем](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/34353c0248bc6904ffcfca9c1a0ed916.jpg)
![Погребённые на дне или торчащие из-под воды, корабли устилают практически всё дно](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/b908ab79a6a4a429f0c0eef5e475fe2b.jpg)
Кладбище погибших кораблей в Авачинской бухте | Фотогалерея
![По разным данным в бухте покоятся 70-100 кораблей](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/f0a5eb8e0c60ab279880042154e5a198.jpg)
![Из воды то тут, то там торчат их проржавевшие корпуса](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/236f48c5159bc94fede73aad19280983.jpg)
![Никак не подготовленные к затоплению, они временами сочатся соляркой и топливом](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/720974915c6ae240ec495be974ecad8a.jpg)
![Утопить корабли было несложно, но специальных устройств для их подъёма не предусмотрели](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/88b23853860a1b20603a133dde99ccee.jpg)
![При подъёме кораблей со дна часто рвутся тросы, и всю работу приходится начинать сначала](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/980d79e7ab1fefd5e90307e2b968ed18.jpg)
![На берегах также — горы металла и мусора](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/58f638c771e4e2dc55b9c8b6bc93a678.jpg)
![В туманной дали остовы затонувших кораблей кажутся почти нереальными](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/28cb44b480bf9bc475653be04d1697bd.jpg)
![И берег бухты напоминает покинутое поле боя, на котором когда-то давно огромный флот проиграл битву со временем](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/34353c0248bc6904ffcfca9c1a0ed916.jpg)
![Этот корабль был затоплен в конце 90-х](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/010ee3b60cb78c7e9dc5bfe0f011e3f3.jpg)
![Над тем, чтобы вытащить его на берег, теперь работают многие люди](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/88d857fc9b4821fd0a15dfcb014ff34e.jpg)
![Погребённые на дне или торчащие из-под воды, корабли устилают практически всё дно](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/b908ab79a6a4a429f0c0eef5e475fe2b.jpg)
![Для местных жителей они даже стали частью пейзажа и площадкой для игр...](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/96ee08292dceb298d6190e50bb03dfd0.jpg)
![... и очень важным уроком истории](https://aif-s3.aif.ru/images/002/627/e5ea2a47bd9e6073d89901c2102f3ca7.jpg)