103

Подъём «утопленников»: когда Авачинскую губу очистят от затонувших судов?

Дарья Антонычева / АиФ-Камчатка

Так называемые кладбища кораблей – последние пристанища затонувших судов – уже несколько десятилетий придают живописным акваториям полуострова весьма постапокалиптический вид. По данным краевых властей, таких судов около 85.

Убрать их грозятся последние десять лет, и причина такого рвения очевидна: хрупкое экологическое равновесие они нарушают, внешний вид бухт портят, детвору на опасные забавы провоцируют. Да вот только воз, как бы комично это не звучало, и ныне там. В августе к решению проблемы подключились федеральные власти.

Неизвестные собственники

Летом глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай на встрече с главой региона заявил – агентство готово оказать поддержку краю в подъёме затонувших судов со дна акватории морского порта Петропавловска и Авачинской губы.

При этом руководитель Росморречфлота уточнил, что региону необходимо выстроить план первоочерёдных действий и определиться с порядком финансирования работ – в первую очередь, убрать те судна, которые частично находятся на плаву, что негативно сказывается на туристической привлекательности края, затем остальные. Правда, оговорок в этом вопросе – предостаточно.

– Мы не можем на федеральные деньги поднимать все суда без разбора – у большинства из них есть собственники, и это их обязанность, – поясняют в краевом Министерстве транспорта и дорожного строительства. – Найти этих собственников – задача со многими неизвестными, ведь некоторых из них уже и не существует вовсе. В этом случае нужно признавать старые суда бесхозяйными, а это достаточно трудоёмкая юридическая процедура. Поэтому даже при наличии федеральных денег очистить акватории за короткий период – практически невыполнимая задача.

Кладбище кораблейФото: АиФ-Камчатка/ Дарья Антонычева

Понимают всю сложность юридических коллизий и в Росморречфлоте, которые с лёгкой руки премьер-министра России Михаила Мишустина после его визита на Камчатку, назначены «главными по разборкам» в этом вопросе.

– Все суда поднять одновременно невозможно. По согласованию с правительством Камчатского края будет разработан план приоритетов, составлен список судов, которые следует поднять в первую очередь, – заявил в августе руководитель Росморречфлота. – Если соответствующее поручение нам будет дано в ближайшее время, то после соблюдения необходимых документальных формальностей через 8-12 месяцев мы сможем непосредственно приступить к этой работе.

Кладбище кораблейФото: АиФ-Камчатка/ Дарья Антонычева

Турмаршрут к «динозаврам»

Интересно, что власти региона о необходимости очистки акваторий от затонувших судов начали говорить ещё в 2011 году, а в 2013, по подсчётам краевого Министерства природных ресурсов и экологии, вред, наносимый водному объекту затоплением судов, измерялся в размере 1,6 миллиарда рублей. Были даже разработаны специальные госпрограммы по очистке акваторий, но каких-либо масштабных работ так и не было проведено.

Этой недоработкой краевых властей воспользовались предприимчивые граждане – до «ковидного» лета на Камчатке был очень популярен турмаршрут на сапах к затонувшим судам.

– Мы возим людей к стоянкам брошенных кораблей в районе ЖБФ – там пространство закрыто от ветра и находится оно в черте города, – рассказывает руководитель таких групп Юрий Боковиков. – Идеальный вариант, чтобы необычно провести 2-3 часа на воде. Вид шикарный: «динозавры» советского судостроения, вдали сопки, рядом нерпы – такое вот уникальное сочетание дикой природы и промышленных достижений.

Гид добавляет – некоторые туристы, пренебрегая правилами безопасности, просят подняться на палубы старых посудин.

– У нас же брошены не только советские, но и японские, корейские корабли – там всё совсем по-другому, – говорит Юрий Боковиков. – Конечно, это вызывает восторг у туристов. Другое дело, что это не очень безопасно, но когда покорителей волн останавливали трудности?

Кладбище кораблейФото: АиФ-Камчатка/ Дарья Антонычева

Эколог Анна Гришина уверена – «утопленники» наносят акваториям полуострова непоправимый вред.

– Вы же понимаете, что там сотни литров топлива до сих пор находятся. А потом мы удивляемся, откуда в бухте появляются маслянистые пятна, – говорит она. – Необходимо придавать им статус «объекты накопленного вреда», вывозить их как можно скорее. И очень хорошо, если это будет сделано за федеральные деньги.

Кстати: Среди «утопленников» в Авачинской бухте есть суда браконьеров из азиатских и африканских стран. Однажды российские пограничники задержали и отбуксировали в порт Петропавловска-Камчатского шхуну. После её ареста владельцы судна так и не появились. Экипаж, состоявший из индонезийцев, через полгода пришлось депортировать. Брошенная на произвол судьбы возле берега шхуна начала тонуть, и её отбуксировали подальше в бухту...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах