Звонок в редакции «АиФ-Камчатка» раздался поздно вечером, когда все нормальные работники уже радостно разбежались по домам осуществлять давно вынашиваемые планы на безоблачные выходные. Новость оказалась впечатляющей…
– Только что в аэропорту Елизова приземлились шесть частных самолётов из Америки. Они осуществляют кругосветный перелёт. У нас гости лишь переночуют, а завтра утром должны пересечь границу России и вылететь к Аляске, — сообщила пресс-секретарь камчатского отделения российской таможенной службы Татьяна Лесина. — Мы будем производить таможенный досмотр. Хотите присутствовать?
С Камчатки — на Колыму
Как не захотеть? Недаром говорят: «Кто рано встаёт, тому Бог даёт». Пришлось встать в шесть утра, чтобы к восьми быть в международном секторе аэропорта во всеоружии, с документами (там строго!), фотокамерой и диктофоном. Из представителей прессы я оказалась одна. Интрига разъяснилась быстро: эскадрилья из шести самолётов сделала техническую посадку на дозаправку. А вылетела она 7 июля с 26 путешественниками из города Ошкош штата Висконсин с целью — ни много, ни мало — облететь на одномоторных самолётах собственной постройки вокруг земного шара за 21 день. Покрыв расстояние в 15 тысяч миль, пролетев через 9 стран и 20 городов, пересекая три континента и два океана.
Таможенники стояли грустные: они были готовы к встрече гостей, а, оказалось, приехали зря. Начальник таможенного поста аэропорта Петропавловска-Камчатского Дмитрий Морщагин пояснил корректно:
– Компания, которая организовала этот тур, занималась, в том числе, и решением вопросов пересечения границ с контролирующими структурами. В результате несогласованности сроков предоставления воздушного коридора в Америку гостей не пустили. Теперь они полетят на Магадан, и запрос на пересечение госграницы будут делать на Колыме.
Проспали воздушный коридор
А я так поняла, что американцы просто проспали. Бизнесмены — что с них взять? Но правила строгие: кто же им будет воздушный коридор держать?
Наконец, около 10 утра, появились долгожданные американцы. По внешнему виду — вполне рабочий народ, скорее похожий на камчатских рыбаков после путины, чем на бизнесменов: в мятых футболках, несвежих джинсах, земляного цвета кроссовках, кто-то даже в шлёпанцах и вьетнамках. Один молодой парень с лицом бледно-зелёного цвета прошёл мимо, слегка покачиваясь и унося за собой шлейф однозначного аромата. Таможенники и работники аэропорта деликатно переглянулись между собой, никаких замечаний о нетрезвом пассажире на коммерческом борту сделано не было…
По слухам, среди американских пассажиров должна была лететь русская женщина, жена одного из бизнесменов. Я подходила к каждой с вопросом: «Говорите по-русски?». Безрезультатно: отстранённый холодный взгляд, в лучшем случае — мимолётная стандартная улыбка.
Я было уже отчаялась. Но когда на контроле появилась последняя пара, сразу стало ясно: досмотр проходит русская женщина. Миловидное круглое лицо светилось славянской открытостью и доброжелательностью, даже взгляд карих глаз был нашим, российским…
На вопрос: «Вы говорите по-русски?» пассажирка Виктория Кинг откликнулась моментально, заулыбалась.
Мы разговорились и продолжали общаться всё время, пока ждали автобус, потом в автобусе, который вёз нас на лётное поле (спасибо пограничникам и таможенникам, пропустившим незапланированного провожающего и позволившим осмотреть и сфотографировать самолёты снаружи и изнутри). И практически до самой посадки в один из самолётов, принадлежащий мужу Виктории. Бизнесмены поглядывали на приставучую русскую с диктофоном мирно, один даже подбежал с восторженным возгласом: «O, camera!», показывая свой фотоаппарат «Сanon», точь-в-точь, как у меня.
Герои- бизнесмены
– Есть такая компания, Epic Aircraft (Эпик аэркрафт), которая находится в городе Бенд в штате Орегон, — рассказала Виктория. — Она производит самолёты, которые называются по имени фирмы. Все шесть «эпиков» были построены самими владельцами, они же являются и пилотами.
– И таким образом решили свои самолёты протестировать, совершив кругосветный перелёт?
Мы пересекли Атлантику, перелетели через пол Европы и всю Россию. Долетели до Камчатки — это очень красивый, совершенно уникальный край!
– Раньше не были на полуострове?
– Была, но очень давно. Родилась я в России, в городе Алапаевске Свердловской области. В то время в Советском Союзе было такое движения: «Дорогами славы отцов». Нас, детей, возили через всю России до Камчатки. Так что это своего рода дежавю. И то, что я увидела заново Петропавловск-Камчатский уже глазами взрослой женщины, а не ребёнка — неописуемый восторг! Жизнь у вас здесь очень поменялась…
– Какие страны вы посетили во время своей летучей кругосветки?
– Вылетели мы из Ошкоша — есть такой небольшой городок в середине Соединённый Штатов, где проводится одно из уникальных международных аэрошоу. (Аэрошоу в Ошкоше — крупнейший ежегодный слёт энтузиастов авиации в штате Висконсин, США.) Это была отправная точка, из которой мы полетели в Канаду, затем Гуз-Бей, последняя точка на американском континенте, оттуда — в Гренландию, где сделали дозаправку. Потом остановились в Шотландии, снова заправились. Прилетели в Лондон, пробыли там двое суток. Из Лондона полетели в Геную, это уже Италия, были там два дня. Побродили по Портофино, поездили на скутерах. Потом — на два дня в Прагу. Параллельно мы встречались со многими людьми, были интересные экскурсии.
Затем прилетели в Санкт-Петербург, который всех нас потряс — мы были в Петергофе, смотрели великолепный ансамбль фонтанов. Далее — два дня в Москве, оттуда — очень сложный перелёт, летели почти девять часов, с двумя посадками на дозаправку, в Екатеринбурге и Новосибирске. Следующая остановка — в Иркутске. Конечно, мы побывали на озере Байкал и даже несколько человек искупались, несмотря на то, что вода была очень холодная! (Смеётся).
После Иркутска был Якутск, потом — дозаправка в Магадане, и — Петропавловск-Камчатский. По идее мы должны были из Петропавловска лететь на Аляску, над Алеутскими островами, потом, после Анкориджа, долететь до Ошкоша и все шесть самолётов должны были сесть на этом аэрошоу.
Мы стояли уже на лётном поле, и мужчины загружали вещи в изящный маленький самолёт. Грузового отсека, разумеется, не было — сумки и рюкзаки складывали просто в хвостовом отделении. На лётном поле рядом с нами носился со здоровенным чёрным квадратным чемоданам всклокоченный американец.
– Это Стефан со своим оборудованием, он делает видеосюжеты для канала National Geographic (телеканал, транслирующий научно-популярные фильмы производства Национального географического общества США), — пояснила Виктория.
Самолёт — своими руками
– Скажите, а кто может позволить себе такое путешествие? Каков состав вашей команды?
– Практически все владельцы самолётов — это успешные бизнесмены, которые могут позволить себе такой самолёт. Да ещё и построить его своими руками! Это экспериментальный аппарат, который стоит от двух миллионов долларов. Компания вообще начинала с нуля, а сейчас имеет своё производство и несколько самолётов.
– А пассажиры?
– В основном — это либо жёны, либо члены семей. И ещё обязательно — второй пилот. То есть у нас есть несколько профессиональных пилотов, один из них — Питер, который пересёк Атлантику 687 раз! Он перегонял самолёты из Америки в Канаду и Россию и дальше.
– У вас были трудности с пересечением границ?
– Практически нет, нам всегда все помогают. В Европе — вообще без проблем, в России немного сложнее.
– Виктория, ваши маленькие самолёты одинаковые, или их лётные характеристики разнятся?
– Нет, у всех самолётов одни и те же характеристики. В каждом — шесть мест, два для пилотов и четыре — для пассажиров. Крейсерская скорость — от 280 до 320 воздушных миль. Самолёты отличаются друг от друга лишь по номеру на борту и по окраске.
– Как долго самолёт может лететь без посадки?
– Около 5 часов. Но я надеюсь, из Магадана до Нома долетим без пересадки.
Я — не золушка!
– Ваш муж — среди этих владельцев-бизнесменов?
– Да, конечно! Между прочим, я сама тоже строила этот самолёт, но мне позволили иметь дело только с иллюминаторами, а потом ещё пол подмести, после всех работ (Смеётся). Наш самолёт строили мой муж, его папа и его сын.
– На вашем самолёте за штурвалом — муж?
– Да, и ещё — Дерел, второй пилот. Дома у него точно такой же самолёт.
– Вы давно в Америке?
– Давно, больше 20 лет.
– Как вы познакомились с супругом? Это не романтическая история об одной из российских золушек?
– Во-первых, я не была золушкой, а тоже занималась бизнесом в России, в середине девяностых. Мой супруг приехал как партнёр по совместному контракту. В России началась разруха, и мы приняли решение переехать в Америку.
– По русскоязычной среде не скучаете?
Кстати, буду вам благодарна, если вы найдёте для моего альманаха несколько авторов с Камчатки!
– Скажите название хоть одного вашего романа, почитать хочется.
– Один из них — «Мачеха», другой — «Отшельница». И у меня довольно много статей.
На этом литературном месте наша беседа закончилась: самолёты загрузились, Виктория помахала мне рукой, стоя у ещё открытой двери собственного лайнера, а за мной тут же подъехал милицейский «УАЗик». У меня в руках осталась визитка, а в памяти — открытая белозубая улыбка и карие глаза русской Вики, в которых мне почудилась тщательно скрываемая грусть…