Звонок в редакции «АиФ-Камчатка» раздался поздно вечером, когда все нормальные работники уже радостно разбежались по домам осуществлять давно вынашиваемые планы на безоблачные выходные. Новость оказалась впечатляющей…
– Только что в аэропорту Елизова приземлились шесть частных самолётов из Америки. Они осуществляют кругосветный перелёт. У нас гости лишь переночуют, а завтра утром должны пересечь границу России и вылететь к Аляске, — сообщила пресс-секретарь камчатского отделения российской таможенной службы Татьяна Лесина. — Мы будем производить таможенный досмотр. Хотите присутствовать?
С Камчатки — на Колыму
Как не захотеть? Недаром говорят: «Кто рано встаёт, тому Бог даёт». Пришлось встать в шесть утра, чтобы к восьми быть в международном секторе аэропорта во всеоружии, с документами (там строго!), фотокамерой и диктофоном. Из представителей прессы я оказалась одна. Интрига разъяснилась быстро: эскадрилья из шести самолётов сделала техническую посадку на дозаправку. А вылетела она 7 июля с 26 путешественниками из города Ошкош штата Висконсин с целью — ни много, ни мало — облететь на одномоторных самолётах собственной постройки вокруг земного шара за 21 день. Покрыв расстояние в 15 тысяч миль, пролетев через 9 стран и 20 городов, пересекая три континента и два океана.
Таможенники стояли грустные: они были готовы к встрече гостей, а, оказалось, приехали зря. Начальник таможенного поста аэропорта Петропавловска-Камчатского Дмитрий Морщагин пояснил корректно:
– Компания, которая организовала этот тур, занималась, в том числе, и решением вопросов пересечения границ с контролирующими структурами. В результате несогласованности сроков предоставления воздушного коридора в Америку гостей не пустили. Теперь они полетят на Магадан, и запрос на пересечение госграницы будут делать на Колыме.
Проспали воздушный коридор
А я так поняла, что американцы просто проспали. Бизнесмены — что с них взять? Но правила строгие: кто же им будет воздушный коридор держать?
Наконец, около 10 утра, появились долгожданные американцы. По внешнему виду — вполне рабочий народ, скорее похожий на камчатских рыбаков после путины, чем на бизнесменов: в мятых футболках, несвежих джинсах, земляного цвета кроссовках, кто-то даже в шлёпанцах и вьетнамках. Один молодой парень с лицом бледно-зелёного цвета прошёл мимо, слегка покачиваясь и унося за собой шлейф однозначного аромата. Таможенники и работники аэропорта деликатно переглянулись между собой, никаких замечаний о нетрезвом пассажире на коммерческом борту сделано не было…
По слухам, среди американских пассажиров должна была лететь русская женщина, жена одного из бизнесменов. Я подходила к каждой с вопросом: «Говорите по-русски?». Безрезультатно: отстранённый холодный взгляд, в лучшем случае — мимолётная стандартная улыбка.
Я было уже отчаялась. Но когда на контроле появилась последняя пара, сразу стало ясно: досмотр проходит русская женщина. Миловидное круглое лицо светилось славянской открытостью и доброжелательностью, даже взгляд карих глаз был нашим, российским…
На вопрос: «Вы говорите по-русски?» пассажирка Виктория Кинг откликнулась моментально, заулыбалась.
Мы разговорились и продолжали общаться всё время, пока ждали автобус, потом в автобусе, который вёз нас на лётное поле (спасибо пограничникам и таможенникам, пропустившим незапланированного провожающего и позволившим осмотреть и сфотографировать самолёты снаружи и изнутри). И практически до самой посадки в один из самолётов, принадлежащий мужу Виктории. Бизнесмены поглядывали на приставучую русскую с диктофоном мирно, один даже подбежал с восторженным возгласом: «O, camera!», показывая свой фотоаппарат «Сanon», точь-в-точь, как у меня.
Герои- бизнесмены
– Есть такая компания, Epic Aircraft (Эпик аэркрафт), которая находится в городе Бенд в штате Орегон, — рассказала Виктория. — Она производит самолёты, которые называются по имени фирмы. Все шесть «эпиков» были построены самими владельцами, они же являются и пилотами.
– И таким образом решили свои самолёты протестировать, совершив кругосветный перелёт?
Мы пересекли Атлантику, перелетели через пол Европы и всю Россию. Долетели до Камчатки — это очень красивый, совершенно уникальный край!
– Раньше не были на полуострове?
– Была, но очень давно. Родилась я в России, в городе Алапаевске Свердловской области. В то время в Советском Союзе было такое движения: «Дорогами славы отцов». Нас, детей, возили через всю России до Камчатки. Так что это своего рода дежавю. И то, что я увидела заново Петропавловск-Камчатский уже глазами взрослой женщины, а не ребёнка — неописуемый восторг! Жизнь у вас здесь очень поменялась…
– Какие страны вы посетили во время своей летучей кругосветки?
– Вылетели мы из Ошкоша — есть такой небольшой городок в середине Соединённый Штатов, где проводится одно из уникальных международных аэрошоу. (Аэрошоу в Ошкоше — крупнейший ежегодный слёт энтузиастов авиации в штате Висконсин, США.) Это была отправная точка, из которой мы полетели в Канаду, затем Гуз-Бей, последняя точка на американском континенте, оттуда — в Гренландию, где сделали дозаправку. Потом остановились в Шотландии, снова заправились. Прилетели в Лондон, пробыли там двое суток. Из Лондона полетели в Геную, это уже Италия, были там два дня. Побродили по Портофино, поездили на скутерах. Потом — на два дня в Прагу. Параллельно мы встречались со многими людьми, были интересные экскурсии.
Затем прилетели в Санкт-Петербург, который всех нас потряс — мы были в Петергофе, смотрели великолепный ансамбль фонтанов. Далее — два дня в Москве, оттуда — очень сложный перелёт, летели почти девять часов, с двумя посадками на дозаправку, в Екатеринбурге и Новосибирске. Следующая остановка — в Иркутске. Конечно, мы побывали на озере Байкал и даже несколько человек искупались, несмотря на то, что вода была очень холодная! (Смеётся).
После Иркутска был Якутск, потом — дозаправка в Магадане, и — Петропавловск-Камчатский. По идее мы должны были из Петропавловска лететь на Аляску, над Алеутскими островами, потом, после Анкориджа, долететь до Ошкоша и все шесть самолётов должны были сесть на этом аэрошоу.
Мы стояли уже на лётном поле, и мужчины загружали вещи в изящный маленький самолёт. Грузового отсека, разумеется, не было — сумки и рюкзаки складывали просто в хвостовом отделении. На лётном поле рядом с нами носился со здоровенным чёрным квадратным чемоданам всклокоченный американец.
– Это Стефан со своим оборудованием, он делает видеосюжеты для канала National Geographic (телеканал, транслирующий научно-популярные фильмы производства Национального географического общества США), — пояснила Виктория.
Самолёт — своими руками
– Скажите, а кто может позволить себе такое путешествие? Каков состав вашей команды?
– Практически все владельцы самолётов — это успешные бизнесмены, которые могут позволить себе такой самолёт. Да ещё и построить его своими руками! Это экспериментальный аппарат, который стоит от двух миллионов долларов. Компания вообще начинала с нуля, а сейчас имеет своё производство и несколько самолётов.
– А пассажиры?
– В основном — это либо жёны, либо члены семей. И ещё обязательно — второй пилот. То есть у нас есть несколько профессиональных пилотов, один из них — Питер, который пересёк Атлантику 687 раз! Он перегонял самолёты из Америки в Канаду и Россию и дальше.
– У вас были трудности с пересечением границ?
– Практически нет, нам всегда все помогают. В Европе — вообще без проблем, в России немного сложнее.
– Виктория, ваши маленькие самолёты одинаковые, или их лётные характеристики разнятся?
– Нет, у всех самолётов одни и те же характеристики. В каждом — шесть мест, два для пилотов и четыре — для пассажиров. Крейсерская скорость — от 280 до 320 воздушных миль. Самолёты отличаются друг от друга лишь по номеру на борту и по окраске.
– Как долго самолёт может лететь без посадки?
– Около 5 часов. Но я надеюсь, из Магадана до Нома долетим без пересадки.
Я — не золушка!
– Ваш муж — среди этих владельцев-бизнесменов?
– Да, конечно! Между прочим, я сама тоже строила этот самолёт, но мне позволили иметь дело только с иллюминаторами, а потом ещё пол подмести, после всех работ (Смеётся). Наш самолёт строили мой муж, его папа и его сын.
– На вашем самолёте за штурвалом — муж?
– Да, и ещё — Дерел, второй пилот. Дома у него точно такой же самолёт.
– Вы давно в Америке?
– Давно, больше 20 лет.
– Как вы познакомились с супругом? Это не романтическая история об одной из российских золушек?
– Во-первых, я не была золушкой, а тоже занималась бизнесом в России, в середине девяностых. Мой супруг приехал как партнёр по совместному контракту. В России началась разруха, и мы приняли решение переехать в Америку.
– По русскоязычной среде не скучаете?
Кстати, буду вам благодарна, если вы найдёте для моего альманаха несколько авторов с Камчатки!
– Скажите название хоть одного вашего романа, почитать хочется.
– Один из них — «Мачеха», другой — «Отшельница». И у меня довольно много статей.
На этом литературном месте наша беседа закончилась: самолёты загрузились, Виктория помахала мне рукой, стоя у ещё открытой двери собственного лайнера, а за мной тут же подъехал милицейский «УАЗик». У меня в руках осталась визитка, а в памяти — открытая белозубая улыбка и карие глаза русской Вики, в которых мне почудилась тщательно скрываемая грусть…







На Камчатке датчане прошли по следам экспедиции Витуса Беринга
На Камчатку залетят последователи Жюля Верна
Пешком до Петропавловска. Правила путешествия по нетронутой Камчатке
Едут только обеспеченные. Как на Камчатку пытаются привлечь туристов
Экспедиция «Амарок» завершила путешествие из Москвы в Петропавловск