– Исследования в области робототехники сегодня шагнули далеко вперёд, и главная задача учёных — сделать роботов, которые будут приносить пользу людям. Примеры таких проектов есть и в нашем крае, — говорит доцент кафедры информатики КамГУ им. Витуса Беринга Александр Рязанцев.
Кто умнее?
Александр Евгеньевич является идейным вдохновителем и главным организатором краевого фестиваля «Робототехника», который на минувшей неделе уже во второй раз собрал школьников, студентов, преподавателей общеобразовательных и высших учебных заведений — тех, кто свои инновационные мысли смог воплотить в механике. А ведь ещё пару лет назад на Камчатке о необходимости развития образовательной робототехники говорили немногие.
– За этими механизмами стоит будущее, я в этом уверен абсолютно точно, — с энтузиазмом говорит Александр Рязанцев. — Роботы сегодня учат детей говорить, участвуют в военных операциях, находятся рядом с медиками в больницах, рисуют картины и умеют много чего ещё. Они разные: большие, маленькие, полезные и просто забавные. Умеют плакать, смеяться, способны злиться и радоваться, могут утешить и подбодрить… И Камчатка долгое время оставалась в стороне от этого научного многообразия. Сегодня же я вижу живой интерес у совсем юных ребят, которые в свои 10-12 лет создают умные механизмы, способные служить людям. Во многих школах края есть оборудование, позволяющее это делать, но до недавнего времени этим никто не занимался. И очень зря. Фестиваль проводится всего во второй раз, а я уже отметил для себя несколько достойных проектов, которые не стыдно представить на всероссийский уровень.
– Правда, что наших ребят уже заметили в Москве?
– Да, не так давно в столице проводилась выставка «Научно-техническое творчество молодёжи». Мы приняли в ней участие с проектом «Робототерапия» и вернулись с дипломом лауреата. Третьекурсник КамГУ им. Витуса Беринга Юрий Михайлов под моим руководством создал человекоподобного робота, который способен помочь в социализации детей-аутистов. Как известно, малыши с таким диагнозом очень сложно идут на контакт с чужими людьми, и нередко все попытки психологов разбиваются о стену непонимания. А вот с ярким роботом дети смогут поиграть, а он, в свою очередь, — научить их чему-то полезному. Умный механизм в этом случае будет выступать своеобразным посредником между психологом и ребёнком, и мы уже в ближайшее время продемонстрируем педагогические способности созданного нами робота перед родителями аутят.
– Чем полезны детям кружки робототехники?
Кому летать охота?
Нынешний краевой фестиваль «Робототехника» проходил на двух площадках: в Камчатском госуниверситете имени Витуса Беринга и в Камчатском центре детского и юношеского технического творчества. Мероприятие началось с выставки квадрокоптеров — это беспилотные летательные аппараты, которые, как правило, сделаны в виде вертолётов. Кстати, сегодня наиболее популярны машины с видеокамерой — они могут выполнять вполне конкретные технические задачи. Например, если компании нужно проверить состояние нефтедобывающей вышки, расположенной на большой высоте и в труднодоступном месте, то квадрокоптер легко сможет до неё долететь. Механизм слушается пульта управления, и «пилот» может сидеть в своём уютном кресле, в то время как умный прибор собирает необходимую информацию.
Где ещё можно применить возможности квадрокоптера рассказывает участник камчатского фестиваля «Робототехника» Артемий Новосельцев.
– Я представил на суд жюри аппарат, который в перспективе хочу доработать до настоящего метеозонда, — увлечённо рассказывает учащийся вилючинской средней школы № 2. — Прибор может собирать данные о влажности, температуре, магнитных полях, измерять атмосферное давление в каком-то конкретном месте, также записывать все эти показания и передавать на сайт. С помощью GPS-датчиков я хочу добиться того, чтобы роботу можно было задать определённую траекторию. Надеюсь, в скором времени на Камчатку связисты проведут оптиковолокно, тогда можно будет делать всё в режиме онлайн. На создание своего аппарата я потратил три месяца, зато сейчас могу сделать то же самое за шесть часов.
За что боролись?
Техника, которая участвовала в прошедшем фестивале, кстати, продемонстрировала и возможности искусственного разума. Например, роботам предстояло двигаться по заданной траектории с препятствиями и умело объезжать их, удалять все посторонние предметы с игрового поля за наименьшее количество времени. Зрители также стали свидетелями поединков: умная машина должна была вытолкнуть противника за пределы начерченного круга. А вот летающие квадрокоптеры «играли» в биатлон — под управлением школьников и студентов поражали острой иглой развешанные воздушные шары. Все эти забавы, конечно, были задуманы для развлечения зрителей, и всё же на фестивале были представлены технические модели, способные существенно облегчить жизнь людей:
– Я с напарницей Евгенией Синяевой создал робота, который может самостоятельно высаживать цветы, — делится результатами своего труда школьник Игорь Кладников. — Механизм с саженцами растений в кузове едет по специально заданной траектории и, как только доезжает до лунки, останавливается и самостоятельно помещает стебелёк в землю. С помощью такого устройства можно облагородить довольно большие площади без какого-либо участия человека. Теперь перед нами стоит главный вопрос — кому это действительно будет нужно?